Прокуратура Псковской области
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области
Соколова Наталия Викторовна
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, 23
Телефон:(8112)72-42-02
Факс:(8112)72-42-03
Е-mail:pskov@rfdeti.ru
Прием граждан:осуществляется по предварительной записи каждый первый и третий четверг месяца по адресу: Псков, Советская, 20, 3 этаж, каб. 29
Биография

Родилась 6 июля 1975 года в поселке Мышкино Ярославской области.

В 1997 году закончила исторический факультет Псковского государственного педагогического института по специальности учитель истории и социально-политических дисциплин. В 1998 году получила диплом "практического психолога".

С 1997 по 2003 год работала учителем истории и обществознания в МОУ "Лицей "Развитие". В 2003 году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года", представляла Псковскую область в финале конкурса в Москве.

По итогам конкурса перешла на работу в Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, где в течение двух лет занималась методической подготовкой учителей к конкурсам педагогического мастерства, по совместительству работая учителем истории и обществознания в Псковской лингвистической гимназии и Псковском техническом лицее.

В 2006 году участвовала в организации работы молодежных общественных организаций "Первый рубеж" и "Молодая гвардия Единой России", являлась помощником заместителя Губернатора по молодежной политике.

В 2006 - 2008 гг. возглавляла Региональный штаб Молодой Гвардии, реализовывала федеральные и региональные молодежные проекты на территории Псковской области.

На муниципальных выборах 2007 года избрана депутатом Псковской городской Думы, являлась председателем Комитета по молодежной политике и общественным организациям (на общественных началах).

В этот же период работала заместителем Руководителя Псковского регионального исполкома ВПП "Единая Россия" по АПР.

Сент.2008 - февраль 2009 - помощник члена Совета Федерации А.А. Турчака по Псковской области.

С мая 2009 года по апрель 2015 - заместитель Главы города Пскова.

Депутат Псковской городской Думы 4 и 5 созывов, в 5 созыве - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансовому контролю.

В 2010 году прошла переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат" в Российской академии государственной службы (г.Москва)

В 2011 году закончила аспирантуру по специальности "Политология" в РАГС (г. Москва). Имеет научные публикации по проблемам развития местного самоуправления в России. Принимает активное участие в деятельности различных общественных организаций: "Союз женщинРоссии", "Красная гвоздика"и др.

Постоянный участник волонтерских и добровольческих акций.

28.04.2015 года Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 1122 Соколова Н.В. назначена Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области.

Отправить обращение
Фамилия Имя Отчество *
Телефон *
Обращение *
Защитный код *
Сообщение успешно отправлено
Сообщение успешно отправлено
 
Новости и событияДоклады и публикации
Уполномоченный по правам человека в Псковской области
Шахов Дмитрий Владимирович
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, д.23
Телефон:(8112) 72-79-05, 72-09-05 (приемная)
Е-mail:pskovombudsman@yandex.ru
Прием граждан:



Биография

            Уполномоченный по правам человека  в Псковской области Шахов Дмитрий Владимирович родился 26 марта 1968 года.  Образование высшее юридическое и экономическое, окончил Государственную Академию Управления(1992) и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ(2000).  Курсы повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в Российском государственном гуманитарном университете (2011).

            Кандидат юридических наук (конституционное право), доцент юридического факультета Псковского Государственного Университета.

            Семейное положение. Женат, двое детей.

            1990-1993 народный депутат Моссовета, заместитель председателя бюджетной -финансовой комиссии, член комиссии по социальной политике.

            1993-1995 помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания  РФ.

            1996-2009 заместитель губернатора области, руководитель Аппарата Администрации Псковской области, советник губернатора, заместитель руководителя Аппарата Администрации, представитель губернатора Псковской области  и Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов.

            2010-2015 Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области,  заместитель Председателя Координационного Совета уполномоченных по правам ребенка в СЗФО.

            2015 - по н. вр. Уполномоченный по правам человека в Псковской области.

      Указом Президента РФ В.В. Путина в 2004 году награжден орденом Дружбы,  имеет почетные грамоты Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, Избирательной комиссии области, ведомственные  медали, благодарности министерств и ведомств Российской Федерации.

      С 2004 по 2008 член Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса от Президента РФ               В.В. Путина.

      В период работы в системе органов исполнительной власти Псковской области в должности заместителя губернатора, руководителя аппарата Администрации Псковской области, к компетенции были отнесены следующие сферы ведения: правовое и законодательное обеспечение, вопросы защиты прав и свобод граждан, представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном Суде РФ, организационное и материально-техническое обеспечение, государственная служба и контрольные полномочия, полномочный представитель Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов, международное сотрудничество, мировые суды и органы юстиции: адвокатура, нотариат, загс, государственная тайна и защита информации.

      В период службы в Администрации Псковской области замещал следующие должности:

- председатель комиссии по вопросам помилования на территории Псковской области,

- председатель комиссии Псковской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий,

-  член Совета по вопросам кадровой и наградной политики, а также вопросам государственной службы при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО,

- член Совета по защите информации и государственной тайне при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО

- член Квалификационной коллегии при Адвокатской палате Псковской области.

         Общественная деятельность.

    эксперт  Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

    член Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации. 2004 - по н.вр. председатель Федерации шахмат Псковской области, спортивный судья по шахматам всероссийской категории, председатель Контрольно-дисциплинарной комиссии РШФ.

 
Новости и события
12.4.2013
1.3.2013
16.8.2012
4.6.2012
16.4.2012
12.12.2011
28.10.2011
5.9.2011
25.4.2011
28.2.2011
9.2.2011
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области
Мурылев Аркадий Анатольевич
Телефон:(8112) 72-42-13
Факс:(8112) 72-42-12
Е-mail:pskov@ombudsmanbiz.ru
Прием граждан:


Биография

Родился 31 января 1976 года

Образование:

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики

- специальность «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)».

Трудовая деятельность:

1994 - 1995  -  частный предприниматель.

1995 - 1996  -  служба в рядах Российской Армии,  войска ПВО, старшина запаса.

1997 -  водитель МП «Водоканал».

1997 - 2000  - оператор выпуска эфира ЗАО «Импульс-ТВ».

2002 - 2003 -  помощник депутата Государственной Думы Никитина В.С. на общественных началах.

2003 - 2005  -  общественная работа в КПРФ.

2005 - 2015 -  индивидуальный предприниматель.

2009 - 2011 -  коммерческий директор ООО «Элитон».

2011-2015 - генеральный директор ООО «МедиаПроспект Луки».

2014-2015 - генеральный директор ООО «Иммунитет»

Общественно-политическая деятельность:

Март 2007 - декабрь 2011 - депутат Псковского областного Собрания депутатов четвёртого созыва, избран по единому избирательному округу от Псковского областного отделения КПРФ. Член комитета по труду и социальной политике.

Член Координационного Совета «Национального Собрания молодых депутатов».

С 4 декабря 2011 - май 2015 - депутат Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва, избран по одномандатному избирательному округу № 7 (город Великие Луки). Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике. Заместитель председателя постоянной комиссии областного Собрания депутатов по противодействию коррупции.

Президент Псковской областной общественной организации «Федерация смешанного боевого единоборства - ММА».

Партийная принадлежность - член КПРФ.

Награжден Почетной грамотой Псковского областного Собрания депутатов.

28 апреля 2015 года - по результатам тайного голосования назначен Псковским областным Собранием депутатов на государственную должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области сроком на пять лет.

 

 
Веб-сайтНовости и события
Новости
Руководство
Структура
Документы
Правовое просвещение
Информация для органов местного самоуправления
Состояние законности муниципальных правовых актовИсполнение органами местного самоуправления законодательстваПрокурор разъясняет
Статьи и аналитика
Статистика
Печатное издание
70 лет победе в Великой Отечественной войне
История
Прокуроры Псковской области
К сведению СМИ
Прием граждан
Вопросы и ответы
Правовые памятки
Противодействие коррупции
Борьба с экстремизмом
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Вакансии
Госзакупки
Полезные ссылки
Контакты

Псков, ул. Плехановский посад, д.6
Телефон: (8112) 69-83-10, 69-83-34

Телефон дежурного прокурора: (8112) 69-83-79
Факс: (8112) 69-83-11, 69-83-14
Схема проезда

Официальный интернет-портал правовой информации

Оценка работы органов местного самоуправления Псковской области по приведению нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством и состояние прокурорского надзора в этой сфере

14 мая 2018

В 2017 году органами прокуратуры Псковской области выявлено и оспорено 863 незаконных нормативных правовых акта органов местного самоуправления, что на 13 % выше аналогичного показателя 2016 года, когда было оспорено 764 акта.

684 из указанного выше количества оспоренных актов приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а 179 находятся в стадии рассмотрения по мерам прокурорского реагирования.

Наибольшее количество оспоренных муниципальных нормативных правовых актов приходится на сферу осуществления местного самоуправления (14%), прохождения муниципальной службы (12,5%), хозяйственной и экономической деятельности (10,5%).

В отношении всех 863 оспоренных нормативных правовых актов избрана такая форма прокурорского реагирования, как протест.

Прокурорами опротестованы незаконные положения 98 уставов муниципальных образований (в аналогичном периоде прошлого года протесты принесены на 68 уставов).

Количество случаев, когда прокурорами предупреждено издание незаконных нормативных правовых актов, увеличилось по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 5 % (с 570 проектов, в которых выявлены противоречия федеральному и областному законодательству в 2016 году, до 600 таких проектов в 2017 году).

Реализуя предоставленное право правотворческой инициативы, прокурорами в 2017 году разработано и внесено в органы местного самоуправления 587 проектов муниципальных НПА (в 2016 году – 463 проекта).

  1. В отчетный период органами местного самоуправления Псковской области принято 4263 нормативных правовых акта, из них 1772 – представительными органами и 2491 – исполнительно-распорядительными (в АППГ - 4788 нормативных правовых актов, из них 1967 – представительными органами и 2821 – исполнительно-распорядительными).

 По состоянию на 01.01.2018 не приведено в соответствие с федеральным законодательством 179 муниципальных НПА (в АППГ - 152 муниципальных НПА). 

Из 863 оспоренных муниципальных нормативных правовых актов 540 принято представительными органами местного самоуправления, 263 – исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов (городских округов), в том числе главой района (мэром города), если тот возглавляет администрацию муниципального образования, 55 – главами сельских поселений.  

121 из оспоренных муниципальных нормативных правовых актов регулируют отношения в сфере осуществления местного самоуправления.

В качестве примера можно привести нижеследующий.

Прокуратурой Великолукского района опротестованы отдельные положения Устава муниципального образования «Великолукский район», принятого постановлением Собрания депутатов Великолукского района от 26.05.2005 № 49 (ред. от 28.06.2016).

Федеральным законом от 18.07.2017 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расширен перечень муниципальных актов, вступающих в силу после опубликования.

К ним относятся нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 35 Устава муниципального образования «Великолукский район» муниципальные правовые акты органов и должностных лиц муниципального района, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, вступают в силу на следующий день после официального опубликования и официального обнародования, а нормативные правовые акты Собрания депутатов района о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 8 приведенной статьи Устава предусмотрено, что иные муниципальные правовые акты органов и должностных лиц муниципального района вступают в силу со дня их подписания или с даты, определенной в самом акте.

Таким образом, пункт 8 статьи 35 Устава муниципального образования «Великолукский район», допускающий во взаимосвязи с пунктами 6 и 7 статьи 35 Устава возможность вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, с момента подписания, если в самих актах не будет определено, что они вступают в силу после официального опубликования (обнародования), вступил в противоречие с новой редакцией части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

На основании изложенного прокурором Великолукского района на Устав муниципального образования «Великолукский район» 28.08.2017 принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Решением Собрания депутатов муниципального образования «Великолукский район» от 13.10.2017 № 10 в Устав внесены необходимые изменения.

В сфере прохождения муниципальной службы выявлено и оспорено 108 незаконных нормативных правовых актов.

Показателен следующий пример.

Прокуратурой Струго-Красненского района установлено, что Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации сельского поселения «Марьинская волость», утвержденное решением Собрания депутатов сельского поселения «Марьинская волость» от 19.12.2007 № 87  (далее – Положение), пришло в противоречие с федеральным законодательством.

Статьей 3 Федерального закона от 26.07.2017 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пункт 10 части 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» изложен в новой редакции, согласно которой  гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а если указанное заключение и (или) решение призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение были обжалованы в суд, - в течение 10 лет со дня вступления в законную силу решения суда, которым признано, что права гражданина при вынесении указанного заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина на указанное заключение не были нарушены.

Вопреки изложенному подпунктом «л» пункта 1.6 Положения было установлено, что гражданин не допускается к участию в конкурсе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) вне зависимости от истечения указанных выше сроков давности.

На основании изложенного прокуратурой Струго-Красненского района 13.11.2017 Положение опротестовано.

Протест прокуратуры рассмотрен и удовлетворен, решением Собрания депутатов сельского поселения «Марьинская волость» от 28.12.2017 № 112 «О внесении изменений в Положение о проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации сельского поселения «Марьинская волость» незаконный муниципальный нормативный правовой акт приведен в соответствие с федеральным законодательством.

Органами прокуратуры области опротестован 91 нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере хозяйственной и экономической деятельности.

Например, прокуратурой Печорского района 31.08.2017 опротестовано Положение о порядке планирования и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Новоизборская волость», утвержденное  решением Собрания депутатов сельского поселения «Новоизборская волость» от 31.05.2016 № 35 (в части).

Федеральным законом от 01.07.2017 № 155-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» расширен перечень ограничений на приобретение муниципального имущества.

Так, согласно абзацам четвертому и пятому пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от 01.07.2017) покупателями муниципального имущества не могут быть юридические лица, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций, а также юридические лица, в отношении которых офшорной компанией или группой лиц, в которую входит офшорная компания, осуществляется контроль.

Указанные ограничения распространяются на покупателей муниципального имущества, информационное сообщение о продаже которого размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов после дня вступления в силу Федерального закона от 01.07.2017 № 155-ФЗ и не применяются лишь в случаях приобретения собственниками объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на относящихся к муниципальной собственности земельных участках, при приобретении указанными собственниками этих земельных участков (абзац седьмой пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ).

В нарушение указанных требований федерального законодательства пунктом 1.4 Положения о порядке планирования и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Новоизборская волость», утвержденного  решением Собрания депутатов сельского поселения «Новоизборская волость» от 31.05.2016 № 35, было установлено, что покупателями муниципального имущества муниципального образования «Новоизборская волость» могут являться любые юридические лица, за исключением муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений, а также юридических лиц, в уставном капитале которых доля муниципальной собственности превышает 25 процентов.

Таким образом, пунктом 1.4 названного Положения организациям, которым в соответствии с  приведенными выше требованиями федерального законодательства запрещено выступать покупателями муниципального имущества, приобретать такое имущество на территории Новоизборской волости разрешалось, что незаконно.

Решением Собрания депутатов сельского поселения «Новоизборская  волость» от 26.09.2017 № 3 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов сельского поселения «Новоизборская волость» от 31.05.2016 № 5 «Об утверждении Положения о порядке планирования и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального образования «Новоизборская волость» Положение приведено в соответствие с федеральным законодательством.

Нарушения нормативными правовыми актами органов местного самоуправления иных сфер законодательства Российской Федерации типичными не являются, поскольку аналогии либо системности в них практически не усматривается. 

Негативными последствиями нарушения муниципальными нормативными правовыми актами перечисленных выше требований законодательства Российской Федерации является возможность нарушения сроков вступления в силу муниципальных нормативных правовых актов, что может привести к признанию незаконными сложившихся в результате их применения правоотношений, возможность незаконного отказа гражданам в доступе к муниципальной службе, незаконного предоставления в собственность оффшорных компаний муниципального имущества.

Основной причиной выявляемых в НПА и их проектах нарушений федерального законодательства в анализируемый период является несвоевременное приведение муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством в связи с его динамичным изменением.

В отчетном периоде прокурорами выявлялись следующие наиболее распространенные пробелы в правовом регулировании на местном уровне:

- пробелы в сфере осуществления местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 35.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктом 1 статьи 3 Закона Псковской области от 09.04.2013 № 1270-ОЗ «О порядке деятельности фракций в представительном органе муниципального образования в Псковской области» представительными органами местного самоуправления определяется порядок деятельности депутатских фракций в представительных органах.

В ходе проверки, проведенной горрайпрокурорами по заданию аппарата прокуратуры области, установлено, что большинством представительных органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов порядок деятельности депутатских фракций не урегулирован, что потребовало от прокуроров разработки в несения в органы местного самоуправления соответствующих проектов нормативных правовых актов.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют в том числе и законы субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона Псковской области от 14.06.2006 № 558-ОЗ «О статусе депутата представительного органа муниципального образования» права, обязанности и условия труда помощников депутата, а также их численность определяются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В ходе проверки, проведенной горрайпрокурорами по заданию аппарата прокуратуры области, установлено, что в большинстве муниципальных образований, расположенных на территории Псковской области, представительными органами местного самоуправления нормативные правовые акты, устанавливающие численность, права, обязанности и условия труда помощников депутата не приняты.

В целях ликвидации пробелов в правовом регулировании прокурорами  в органы местного самоуправления в рамках реализации права правотворческой инициативы внесены проекты нормативных правовых актов, регулирующих указанные выше вопросы.

- пробелы в области прохождения муниципальной службы

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя (работодателя) в порядке, установленном муниципальным правовым актом).

Аналогичные требования для муниципальных служащих содержатся в пункте 2 части 3 статьи 21 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В связи с тем что в большинстве муниципальных образований Псковской области органами местного самоуправления самостоятельно порядок получения муниципальным служащим указанного выше разрешения представителя нанимателя (работодателя) урегулирован не был соответствующие проекты нормативных правовых актов были внесены в органы местного самоуправления горрайпрокурорами.

Иные пробелы, выявленные прокурорами в анализируемом периоде, массового характера не носили.

Всего горрайпрокурорами в отчетном периоде подготовлено и направлено в органы местного самоуправления 587 проектов муниципальных нормативных правовых актов (в АППГ – 463 проекта муниципальных НПА), из них 454 уже принято (в январе-декабре 2016 года - 396). Модельных проектов не вносилось (в АППГ – 0).

Кроме того, в связи с необходимостью принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов прокурорами принято 124 меры реагирования (представления и информационные письма).

 Случаев длительного неисполнения органами местного самоуправления вступивших в законную силу судебных постановлений о признании противоречащими федеральному законодательству муниципальных НПА в отчетном периоде не выявлено.

Прокурорами городов и районов в 2017 году изучено 5873 проекта муниципальных нормативных правовых актов, на 696 из них составлены отрицательные заключения по причине выявления в проектах незаконных норм, коррупциогенных факторов либо нарушений правил юридической техники (в 2016 году - соответственно 6072 и 654).

Из указанного количества отрицательных заключений на проекты нормативных правовых актов 600 составлены по причине выявления в проектах нормативных правовых актов незаконных норм (в 2016 году – 570).

Из 600 заключений о наличии в проектах незаконных норм 190 составлено на проекты актов представительных органов местного самоуправления, 410 – на проекты актов исполнительно-распорядительных органов. 

Принятых нормативных правовых актов без учета отрицательных заключений прокуроров, в которых указывается на наличие в проектах нормативных правовых актов незаконных норм, не имеется.

В качестве примеров можно указать следующие заключения.

В ноябре 2017 года прокуратурой Пустошкинского района составлено отрицательное заключение на проект постановления Администрации Пустошкинского района «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, продлению срока действия разрешения на строительство, внесению изменений в разрешение на строительство».

В соответствии с пунктом 3 части 21.15 статьи 51  Градостроительного кодекса Российской Федерации основаниями для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство являются также несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к реконструкции объекта капитального строительства, разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации в случае, предусмотренном частью 21.7 статьи 51 названного Кодекса.

В нарушение указанной нормы пункт 11.3 Проекта, содержащий исчерпывающий перечень оснований отказа во внесении изменений в разрешение на строительство, указанных выше оснований для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство не содержал.

Пунктом 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляет проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Подпункт 2 пункта 21.2 Проекта, которым установлен предмет проверки документов, поданных заявителем, на соответствие требованиям градостроительного законодательства, проведения указанной выше проверки не предусматривал.

На основании изложенного прокуратурой Пустошкинского района на указанный проект 02.11.2017 составлено отрицательное заключение.

Заключение прокуратуры учтено при принятии проекта.

Прокуратурой Струго-Красненского района составлено отрицательное заключение на проект решения Собрания депутатов городского поселения «Струги Красные» «Об утверждении новой редакции Правил благоустройства территории городского поселения «Струги Красные» (далее - Проект).

Согласно пункту 2.1.2 Проекта на территории муниципального образования запрещается устанавливать ограждения земельных участков без получения в Администрации городского поселения соответствующего разрешения.

Пунктом 2.12.4 Проекта на собственника земельного участка возлагалась обязанность окрашивать ограждения и его элементы не реже одного раза в год независимо от возникновения дефектов и вида покрытия, состояния ограждения.

Указанное противоречит пункту 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону.

Федеральным законодательством ограничений по установлению ограждений, а также требований по их окраске в отношении собственников земельных участков не предусмотрено.

Пунктами 5.1, 5.2 Проекта на собственников земельных участков возлагалась обязанность по уборке территории, прилегающей к границам земельного участка собственника, на расстоянии не менее 10 метров.

Вместе с тем согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания лишь принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктами 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство (регулирующее в том числе основные права и обязанности физических лиц, связанные с реализацией права собственности на имущество) основывается на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав. Физические лица осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, а их гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, а не на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

На основании изложенного прокуратурой района на Проект 19.10.2017 дано отрицательное заключение.

При принятии Проекта незаконные нормы из него исключены.

В качестве примера эффективности принятия мер прокурорского реагирования можно привести следующий.

Прокуратурой Пыталовского района установлено, что решение Собрания депутатов сельского поселения «Гавровская волость» от 28.09.2015 № 10 «Об утверждении Положения о публичных слушаниях» (далее – Положение) пришло в противоречие с изменениями в федеральном законодательстве.

В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что публичные слушания в муниципальном образовании проводятся с участием жителей муниципального образования для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.

При этом согласно пункту 2.1 части 3 приведенной статьи, введенному Федеральным законом от 30.10.2017 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на публичные слушания должен выноситься проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

Вместе с тем пункт 1.3 раздела 1 Положения не предусматривал вынесения на публичные слушания проекта стратегии социально-экономического развития муниципального образования, чем сужались права жителей муниципального образования на решение населением вопросов местного значения, в том числе на участие в формировании социальной политики в муниципальном образовании.

С целью приведения муниципального правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства прокуратурой района 08.12.2017 Положение опротестовано.

Протест прокуратуры рассмотрен и удовлетворен, решением Собрания депутатов сельского поселения «Гавровская волость» от 22.12.2017 № 101 «О внесении изменений в Положение о публичных слушаниях в сельском поселении «Гавровская волость» в него внесены необходимые изменения.

 В 2017 году в органы местного самоуправления прокурорами внесено 109 представлений в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, в том числе причин принятия нормативных правовых актов содержащих коррупциогенные факторы, а также в связи с непринятием мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством (в 2016 году – 29).

По результатам рассмотрения таких представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 49 должностных лиц органов местного самоуправления (в АППГ – 8).

Как правило, основанием для внесения представлений служило непредставление органом местного самоуправления в прокуратуру проекта нормативного правового акта в целях проведения анализа на предмет наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов, последующее принятие такого нормативного правового акта и выявление в нем прокуратурой коррупциогенных факторов.

Кроме того, в отчетном периоде в органы местного самоуправления вносились представления в связи с длительным непринятием нормативных правовых актов, принятие которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Показателен следующий пример.

Прокуратурой Гдовского района осуществлена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства о похоронном деле.

В соответствии с пунктом 22 части 1, частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также со статьей 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 12 части 2 статьи 28 Устава муниципального образования «Юшкинская  волость» указанные полномочия закреплены за Администрацией сельского поселения «Юшкинская  волость».

Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Частями 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, а также организациями, участвующим в предоставлении муниципальных услуг.

Пунктом 1 части 1 статьи 6, частью 1 статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено, что органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

Между тем Администрацией сельского поселения «Юшкинская  волость» на момент проверки, проведенной прокуратурой, административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по погребению утвержден не был.

На основании изложенного прокуратурой Гдовского района в адрес Главы сельского поселения волость» 31.10.2017 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено 29.11.2017.

По результатам рассмотрения представления 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Также в рассматриваемом периоде прокурорами выявлялись нарушения требований законодательства о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Например, Невельским межрайонным прокурором в адрес главы Администрации муниципального образования «Невельский район» 21.09.2017 внесено представление об устранении нарушений законодательства об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов.

Частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно части 5 статьи 46 названного Федерального закона оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.

Перечень муниципальных районов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих новые или изменяющих ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, является обязательным определяется законом субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 46 Федерального закона № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона Псковской области от 29.12.2014 № 1477-ОЗ «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Псковской области» срок проведения оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта не должен превышать двух месяцев.

Частью 1 статьи 2 названного Закона Псковской области и приложением к нему муниципальное образование «Невельский район» включено в перечень муниципальных районов области, в которых органы местного самоуправления обязаны проводить оценку регулирующего воздействия.

Администрацией Невельского района в 2017 году принимались нормативные правовые акты, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, например, проекты постановлений Администрации района «О внесении изменений в Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального  строительства», «О внесении изменений в Административный  регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию» и прочие.

В нарушение  вышеуказанных требований федерального законодательства оценка регулирующего воздействия указанных проектов нормативных правовых актов до их принятия Администрацией Невельского района не проводилась.

Представление прокуратуры района рассмотрено и удовлетворено 20.10.2017, одно должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

 

СписокВерсия для печати
город Псков город Великие Луки Гдовский район Плюсский район Струго-Красненский район Псковский район Порховский район Печорский район Палкинский район Дновский район Дедовичский район Бежаницкий район Локнянский район Великолукский район Куньинский район Усвятский район Невельский район Новосокольнический район Пустошкинский район Себежский район Опочецкий район Красногородский район Пушкиногорский район Новоржевский район Пыталовский район Островский район
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Скорая юридическая помощь
© 2007 - 2010 Прокуратура Псковской области
Все права защищены
Официальный сайт Псковской области
Plum Square Software