Прокуратура Псковской области
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области
Соколова Наталия Викторовна
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, 23
Телефон:(8112)72-42-02
Факс:(8112)72-42-03
Е-mail:pskov@rfdeti.ru
Прием граждан:осуществляется по предварительной записи каждый первый и третий четверг месяца по адресу: Псков, Советская, 20, 3 этаж, каб. 29
Биография

Родилась 6 июля 1975 года в поселке Мышкино Ярославской области.

В 1997 году закончила исторический факультет Псковского государственного педагогического института по специальности учитель истории и социально-политических дисциплин. В 1998 году получила диплом "практического психолога".

С 1997 по 2003 год работала учителем истории и обществознания в МОУ "Лицей "Развитие". В 2003 году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года", представляла Псковскую область в финале конкурса в Москве.

По итогам конкурса перешла на работу в Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, где в течение двух лет занималась методической подготовкой учителей к конкурсам педагогического мастерства, по совместительству работая учителем истории и обществознания в Псковской лингвистической гимназии и Псковском техническом лицее.

В 2006 году участвовала в организации работы молодежных общественных организаций "Первый рубеж" и "Молодая гвардия Единой России", являлась помощником заместителя Губернатора по молодежной политике.

В 2006 - 2008 гг. возглавляла Региональный штаб Молодой Гвардии, реализовывала федеральные и региональные молодежные проекты на территории Псковской области.

На муниципальных выборах 2007 года избрана депутатом Псковской городской Думы, являлась председателем Комитета по молодежной политике и общественным организациям (на общественных началах).

В этот же период работала заместителем Руководителя Псковского регионального исполкома ВПП "Единая Россия" по АПР.

Сент.2008 - февраль 2009 - помощник члена Совета Федерации А.А. Турчака по Псковской области.

С мая 2009 года по апрель 2015 - заместитель Главы города Пскова.

Депутат Псковской городской Думы 4 и 5 созывов, в 5 созыве - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансовому контролю.

В 2010 году прошла переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат" в Российской академии государственной службы (г.Москва)

В 2011 году закончила аспирантуру по специальности "Политология" в РАГС (г. Москва). Имеет научные публикации по проблемам развития местного самоуправления в России. Принимает активное участие в деятельности различных общественных организаций: "Союз женщинРоссии", "Красная гвоздика"и др.

Постоянный участник волонтерских и добровольческих акций.

28.04.2015 года Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 1122 Соколова Н.В. назначена Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области.

Отправить обращение
Фамилия Имя Отчество *
Телефон *
Обращение *
Защитный код *
Сообщение успешно отправлено
Сообщение успешно отправлено
 
Новости и событияДоклады и публикации
Уполномоченный по правам человека в Псковской области
Шахов Дмитрий Владимирович
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, д.23
Телефон:(8112) 72-79-05, 72-09-05 (приемная)
Е-mail:pskovombudsman@yandex.ru
Прием граждан:



Биография

            Уполномоченный по правам человека  в Псковской области Шахов Дмитрий Владимирович родился 26 марта 1968 года.  Образование высшее юридическое и экономическое, окончил Государственную Академию Управления(1992) и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ(2000).  Курсы повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в Российском государственном гуманитарном университете (2011).

            Кандидат юридических наук (конституционное право), доцент юридического факультета Псковского Государственного Университета.

            Семейное положение. Женат, двое детей.

            1990-1993 народный депутат Моссовета, заместитель председателя бюджетной -финансовой комиссии, член комиссии по социальной политике.

            1993-1995 помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания  РФ.

            1996-2009 заместитель губернатора области, руководитель Аппарата Администрации Псковской области, советник губернатора, заместитель руководителя Аппарата Администрации, представитель губернатора Псковской области  и Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов.

            2010-2015 Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области,  заместитель Председателя Координационного Совета уполномоченных по правам ребенка в СЗФО.

            2015 - по н. вр. Уполномоченный по правам человека в Псковской области.

      Указом Президента РФ В.В. Путина в 2004 году награжден орденом Дружбы,  имеет почетные грамоты Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, Избирательной комиссии области, ведомственные  медали, благодарности министерств и ведомств Российской Федерации.

      С 2004 по 2008 член Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса от Президента РФ               В.В. Путина.

      В период работы в системе органов исполнительной власти Псковской области в должности заместителя губернатора, руководителя аппарата Администрации Псковской области, к компетенции были отнесены следующие сферы ведения: правовое и законодательное обеспечение, вопросы защиты прав и свобод граждан, представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном Суде РФ, организационное и материально-техническое обеспечение, государственная служба и контрольные полномочия, полномочный представитель Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов, международное сотрудничество, мировые суды и органы юстиции: адвокатура, нотариат, загс, государственная тайна и защита информации.

      В период службы в Администрации Псковской области замещал следующие должности:

- председатель комиссии по вопросам помилования на территории Псковской области,

- председатель комиссии Псковской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий,

-  член Совета по вопросам кадровой и наградной политики, а также вопросам государственной службы при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО,

- член Совета по защите информации и государственной тайне при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО

- член Квалификационной коллегии при Адвокатской палате Псковской области.

         Общественная деятельность.

    эксперт  Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

    член Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации. 2004 - по н.вр. председатель Федерации шахмат Псковской области, спортивный судья по шахматам всероссийской категории, председатель Контрольно-дисциплинарной комиссии РШФ.

 
Новости и события
12.4.2013
1.3.2013
16.8.2012
4.6.2012
16.4.2012
12.12.2011
28.10.2011
5.9.2011
25.4.2011
28.2.2011
9.2.2011
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области
Мурылев Аркадий Анатольевич
Телефон:(8112) 72-42-13
Факс:(8112) 72-42-12
Е-mail:pskov@ombudsmanbiz.ru
Прием граждан:


Биография

Родился 31 января 1976 года

Образование:

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики

- специальность «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)».

Трудовая деятельность:

1994 - 1995  -  частный предприниматель.

1995 - 1996  -  служба в рядах Российской Армии,  войска ПВО, старшина запаса.

1997 -  водитель МП «Водоканал».

1997 - 2000  - оператор выпуска эфира ЗАО «Импульс-ТВ».

2002 - 2003 -  помощник депутата Государственной Думы Никитина В.С. на общественных началах.

2003 - 2005  -  общественная работа в КПРФ.

2005 - 2015 -  индивидуальный предприниматель.

2009 - 2011 -  коммерческий директор ООО «Элитон».

2011-2015 - генеральный директор ООО «МедиаПроспект Луки».

2014-2015 - генеральный директор ООО «Иммунитет»

Общественно-политическая деятельность:

Март 2007 - декабрь 2011 - депутат Псковского областного Собрания депутатов четвёртого созыва, избран по единому избирательному округу от Псковского областного отделения КПРФ. Член комитета по труду и социальной политике.

Член Координационного Совета «Национального Собрания молодых депутатов».

С 4 декабря 2011 - май 2015 - депутат Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва, избран по одномандатному избирательному округу № 7 (город Великие Луки). Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике. Заместитель председателя постоянной комиссии областного Собрания депутатов по противодействию коррупции.

Президент Псковской областной общественной организации «Федерация смешанного боевого единоборства - ММА».

Партийная принадлежность - член КПРФ.

Награжден Почетной грамотой Псковского областного Собрания депутатов.

28 апреля 2015 года - по результатам тайного голосования назначен Псковским областным Собранием депутатов на государственную должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области сроком на пять лет.

 

 
Веб-сайтНовости и события
Новости
Руководство
Структура
Документы
Правовое просвещение
Информация для органов местного самоуправления
Состояние законности муниципальных правовых актовИсполнение органами местного самоуправления законодательстваПрокурор разъясняет
Статьи и аналитика
Статистика
Печатное издание
70 лет победе в Великой Отечественной войне
История
Прокуроры Псковской области
К сведению СМИ
Прием граждан
Вопросы и ответы
Правовые памятки
Противодействие коррупции
Борьба с экстремизмом
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Вакансии
Госзакупки
Полезные ссылки
Контакты

Псков, ул. Плехановский посад, д.6
Телефон: (8112) 69-83-10, 69-83-34

Телефон дежурного прокурора: (8112) 69-83-79
Факс: (8112) 69-83-11, 69-83-14
Схема проезда

Официальный интернет-портал правовой информации

Оценка работы органов местного самоуправления Псковской области по приведению нормативной базы в соответствие с федеральным законодательством и состояние прокурорского надзора в этой сфере в 2016 году

02 февраля 2017

В 2016 году органами прокуратуры Псковской области выявлено и оспорено 764 незаконных нормативных правовых акта органов местного самоуправления, что на 4 % ниже аналогичного показателя 2015 года, когда было оспорено 799 актов.

612 из указанного выше количества оспоренных актов приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а 152 находятся в стадии рассмотрения по мерам прокурорского реагирования.

Наибольшее количество незаконных нормативных правовых актов выявлено и оспорено прокурором Гдовского района (62), Невельским межрайонным прокурором (54), Псковским природоохранным межрайонным прокурором (44), прокурорами Дедовичского и Пыталовского районов (по 41).  

Большинство оспоренных муниципальных нормативных правовых актов приходится на сферу осуществления муниципального контроля (18%), прохождения муниципальной службы (14%), землепользования и застройки (12%).

В отношении всех 764 оспоренных нормативных правовых актов избрана такая форма прокурорского реагирования, как протест.

Прокурорами опротестованы незаконные положения 68 уставов муниципальных образований (в аналогичном периоде прошлого года протесты принесены на 16 уставов).

Количество случаев, когда прокурорами предупреждено издание незаконных нормативных правовых актов, увеличилось по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 1,2 % (с 577 проектов, в которых выявлены противоречия федеральному и областному законодательству в 2015 году, до 570 таких проектов в 2016  году).

Реализуя предоставленное право правотворческой инициативы, прокурорами в 2016 году разработано и внесено в органы местного самоуправления 463 проекта муниципальных НПА (в 2015 году – 500 проектов и 1 модельный проект).

Активно использовали право правотворческой инициативы прокуроры Псковского района (43 проекта), Невельским межрайонным прокурором (37), прокурорами Бежаницкого (32) и Опочецкого (30) районов.

Из 764 оспоренных муниципальных нормативных правовых актов 386 принято представительными органами местного самоуправления, 336 – исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов (городских округов), в том числе главой района (мэром города), если тот возглавляет администрацию муниципального образования, 42 – главами сельских поселений.  

145 из оспоренных муниципальных нормативных правовых актов регулируют отношения в сфере осуществления муниципального контроля.

В качестве примера можно привести нижеследующий.

Прокуратурой Красногородского района опротестован Административный регламент по исполнению муниципальной функции «Осуществление муниципального земельного контроля на территории сельских поселений муниципального образования «Красногородский район», утвержденный постановлением Администрации Красногородского района от 16.07.2015 № 322 (далее – Административный регламент).

Федеральным законом от 03.11.2015 № 306-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившим в силу с 01.07.2016, внесены изменения в перечень обязанностей должностных лиц органов муниципального контроля при проведении ими проверок, содержащийся в статье 18 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанная статья дополнена пунктом 7.1, согласно которому должностные лица органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Вопреки изложенной норме пункт 1.5.2 Административного регламента, содержащий исчерпывающий перечень обязанностей должностных лиц органа муниципального контроля, такой обязанности не предусматривал, чем сужались права хозяйствующих субъектов, подлежащих проверке.

В связи с изложенным прокуратурой Красногородского района 29.09.2016 на указанный нормативный правовой акт принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

В сфере прохождения муниципальной службы выявлено и оспорено 108 незаконных нормативных правовых актов.

Показателен следующий пример.

Прокуратурой Дедовичского района принесен протест на Порядок проведения конкурса на замещение вакантной должности Главы Администрации городского поселения «Дедовичи», утвержденный решением Собрания депутатов городского поселения «Дедовичи» от 23.05.2008 № 122 (далее Порядок).

Федеральным законом от 30.06.2016 № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» Федеральный закон от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дополнен статьей 15.1, согласно которой гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, - при поступлении на службу, а муниципальный служащий - ежегодно представляют представителю нанимателя сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности муниципальной службы, муниципальный служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае непредставления сведений, предусмотренных статьей 15.1 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Устава муниципального образования «Дедовичи», принятого решением Собрания депутатов городского поселения «Дедовичи» от 05.12.2005 (ред. от 28.03.2016 № 31), глава Администрации городского поселения «Дедовичи» назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий Собрания депутатов района.

Между тем пункт 3.4 Порядка, содержащий исчерпывающий перечень документов, необходимых для участия в конкурсе, а также пункт 3.7, содержащий исчерпывающий перечень документов, предоставляемых ежегодно главой Администрации городского поселения, не предусматривал необходимости предоставления лицом, претендующим на замещение должности муниципальной службы, а также требований о ежегодном предоставлении муниципальным служащим – главой Администрации Дедовичского района, сведений, предусмотренных статьей 15.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ.

На основании изложенного прокуратурой Дедовичского района 02.09.2016 Порядок опротестован, протест прокуратуры рассмотрен и удовлетворен.

Органами прокуратуры области опротестовано 92 нормативных правовых акта, регулирующих правоотношения в сфере землепользования и застройки.

Например, прокуратурой Новоржевского района опротестовано Положение о порядке предоставления земельных участков Администрацией сельского поселения «Вехнянская волость» на территории муниципального образования «Вехнянская волость», утвержденное решением Собрания депутатов сельского поселения «Вехнянская волость» от 19.06.2015 № 2-о (далее – Положение).

Федеральным законом от 23.06.2016 № 221-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.09.2016 статья 39_5 Земельного Кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 10, согласно которому предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

В нарушение указанной нормы раздел 3.3 Положения, содержащий исчерпывающий перечень оснований для предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно указанного выше основания предоставления земельного участка не включал, чем сужались права граждан и юридических лиц на получение земли.

В целях приведения Положения в соответствие с изменениями в федеральном законодательстве прокуратурой Новоржевского района  21.09.2016 на указанный нормативный правовой акт принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

Нарушения нормативными правовыми актами органов местного самоуправления иных сфер законодательства Российской Федерации типичными не являются, поскольку аналогии либо системности в них практически не усматривается. 

Негативными последствиями нарушения муниципальными нормативными правовыми актами законодательства Российской Федерации является возможность нарушения прав хозяйствующих субъектов при проведении в отношении них проверок, возможность нарушения муниципальными служащими ограничений, связанных с замещением должностей муниципальной службы, возможность незаконного отказа заявителям в предоставлении земельных участков.

В отчетном периоде прокурорами выявлялись следующие наиболее распространенные пробелы в правовом регулировании на местном уровне:

- пробелы в области транспортного обслуживания населения.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается муниципальными нормативными правовыми актами с учетом положений названного Федерального закона.

Поскольку местные нормативные правовые акты, регулирующие порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, в ряде муниципальных образований области приняты не были, такие акты разрабатывались и вносились в органы местного самоуправления горрайпрокурорами.

- пробелы в области противодействия коррупции.

Пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» предусмотрено, что  антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится в том числе и в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

В целях совершенствования механизма проведения антикоррупционной экспертизы статьей 1 Закона Псковской области от 17.07.2008 784-ОЗ «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления» предусмотрена необходимость проведения антикоррупционного мониторинга, который является деятельностью по сбору и обобщению сведений о коррупционных факторах.

В силу требований части 2 статьи 12  Закона области от 17.07.2008 № 784-ОЗ организация и проведение антикоррупционного мониторинга осуществляется органами местного самоуправления в установленном ими порядке.

Поскольку органами местного отдельных муниципальных образований, вновь образованных на территории области в соответствии с Законом Псковской области от 30.03.2015 № 1508-ОЗ «О преобразовании муниципальных образований», указанные правоотношения урегулированы не были, прокурорами в органы местного самоуправления внесены нормативные правовые акты, регулирующие порядок организации и проведения антикоррупционного мониторинга.

Иные пробелы, выявленные прокурорами в анализируемом периоде, массового характера не носили.

Всего горрайпрокурорами в отчетном периоде подготовлено и направлено в органы местного самоуправления 463 проекта муниципальных нормативных правовых актов (в АППГ – 500 проектов муниципальных НПА и 1 модельный проект), 396 из них уже принято.

Кроме того, в связи с необходимостью принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов прокурорами принято 102 меры реагирования (представления и информационные письма).

Прокурорами городов и районов в 2016 году изучено 6072 проекта муниципальных нормативных правовых актов, на 654 из них составлены отрицательные заключения по причине выявления в проектах незаконных норм, коррупциогенных факторов либо нарушений правил юридической техники (в 2015 году - соответственно 6809 и 729).

Из указанного количества отрицательных заключений на проекты нормативных правовых актов 570 составлены по причине выявления в проектах нормативных правовых актов незаконных норм (в 2015 году – 577).

Из 570 заключений о наличии в проектах незаконных норм 183 составлено на проекты актов представительных органов местного самоуправления, 387 – на проекты актов исполнительно-распорядительных органов. 

Эффективно предупреждали издание незаконных или коррупциогенных нормативных правовых актов Невельский межрайонный прокурор (107 отрицательных заключений),  прокуроры Порховского (82), Опочецкого (42) районов, Островский межрайонный прокурор (40).   

В качестве примеров можно указать следующие заключения.

Прокурором Палкинского района выявлены незаконные нормы в  проекте постановления Администрации Палкинского района «О порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Палкинский район» (далее – Проект).

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Соответствующие общие требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – Общие требования).

Абзацами пятым и шестым подпункта «е» пункта 4 Общих требований установлено, что при определении условий и порядка предоставления субсидий устанавливаются следующие требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения о предоставлении субсидии:

- получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

- получатели субсидий не должны получать средства из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами на цели, в соответствии с которыми предусматривается предоставление субсидий.

Согласно абзацам второму и третьему пункта 9 Общих требований установлено, что правовой акт, регулирующий предоставление субсидий в порядке возмещения недополученных доходов и (или) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, без требования последующего подтверждения использования полученных средств получателями субсидий в соответствии с условиями и (или) целями предоставления субсидий должен содержать положения о перечислении субсидии не позднее десятого рабочего дня после принятия главным распорядителем решения о предоставлении субсидии, а также о направлениях затрат (недополученных доходов), на возмещение которых предоставляется субсидия.

Вопреки пункту 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также приведенным выше нормам Общих требований перечисленных выше обязательных положений разделы Проекта, определяющие исчерпывающий перечень требований, предъявляющихся к получателям субсидий и порядку предоставления субсидий, не содержал.

На основании изложенного прокуратурой Палкинского района 01.11.2016 на указанный Проект составлено отрицательное заключение, которое органом местного самоуправления учтено.

Прокуратурой Псковского района выявлены незаконные нормы в проекте решения Собрания депутатов Псковского района  «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов».

Псковский район включен в Перечень муниципальных районов и городских округов, в которых проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов является обязательным, утвержденный Законом Псковской области от 29.12.2014 № 1477-ОЗ «О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов в Псковской области».

В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проекты муниципальных нормативных правовых актов муниципальных районов, включенных в соответствующий перечень законом субъекта Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления.

Исключение составляют только проекты нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие местные налоги и сборы, а также проекты нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующие бюджетные правоотношения.

В нарушение указанных норм федерального и областного законодательства проектом предусматривалось, что не подлежат оценке регулирующего воздействия проекты муниципальных нормативных правовых актов (в том числе устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные муниципальными нормативными правовыми актами обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности), устанавливающие тарифы, подлежащие вынесению на публичные слушания или общественное обсуждение, проекты муниципальных актов, направленные на приведение муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством и законодательством Псковской области, чем ущемлялись права хозяйствующих субъектов.

На основании изложенного прокуратурой Псковского района 22.11.2016  на проект решения Собрания депутатов Псковского района  «Об оценке регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизе муниципальных нормативных правовых актов» составлено отрицательное заключение.

Заключение прокуратуры разработчиком проекта учтено.

В качестве примера эффективности принятия мер прокурорского реагирования (восстановление конституционных прав и законных интересов граждан социально незащищенных категорий) можно привести следующий.

Прокуратурой Печорского района принесен протест на Положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное постановлением Администрации Печорского района от 01.09.2015 № 22-н (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» внесены изменения в пункт 54 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

До внесения изменений редакция пункта 54 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 предусматривала, что отдельные жилые помещения могут быть признаны непригодными для проживания граждан и членов их семей, если они не отвечают требованиям доступности лишь для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками.

Согласно внесенным изменениям  отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

В соответствии с пунктом 4 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649, обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения не только для инвалидов со стойкими расстройствами двигательной функции, но и со стойкими расстройствами функции слуха, сопряженными с необходимостью использования вспомогательных средств, а также стойкими расстройствами функции зрения, сопряженными с необходимостью использования собаки-проводника, иных вспомогательных средств, задержками в развитии и другими нарушениями функций организма человека.

Между тем пунктом 5.2 Положения было предусмотрено, что жилые помещения могут быть признаны непригодными для проживания граждан и членов их семей, если они не отвечают требованиям доступности только для инвалидов и других маломобильных групп населения, пользующихся в связи с заболеванием креслами-колясками, чем ущемлялись права инвалидов с иными расстройствам здоровья, например, стойкими расстройствами функции зрения, стойкими расстройствами функции слуха и т.д.

На основании изложенного 29.09.2016 прокуратурой района на Положение принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен.

В 2016 году в органы местного самоуправления прокурорами внесено 29 представлений в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, в том числе причин принятия нормативных правовых актов содержащих коррупциогенные факторы, а также в связи с непринятием мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством (в 2015 году – 33).

По результатам рассмотрения таких представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 8 должностных лиц органов местного самоуправления (в АППГ – 6).

Как правило, основанием для внесения представлений служило непредставление органом местного самоуправления в прокуратуру проекта нормативного правового акта в целях проведения анализа на предмет наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов, последующее принятие такого нормативного правового акта и выявление в нем прокуратурой коррупциогенных факторов.

Например, прокуратурой Палкинского района при проведении проверки полноты и своевременности представления органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории района, проектов нормативных правовых актов в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы, установлено, что администрацией сельского поселения «Новоуситовская волость» в прокуратуру района не представлен проект решения Собрания депутатов сельского поселения «Новоуситовская волость» «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения «Новоуситовская волость», из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в фонде перераспределения земель, в собственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на безвозмездной основе для ведения сельскохозяйственного производства».

После принятия представительным органом местного самоуправления указанного акта прокуратурой района в нем выявлен коррупциогенный фактор.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), одним из которых является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.

Статьей 3 названного Федерального закона к субъектам такой экспертизы отнесены органы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.2  Порядка проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов муниципального образования «Новоуситовская волость», утвержденного постановлением Администрации сельского поселения «Новоуситовская волость» от 12.02.2013 № 13, в целях осуществления органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления такие проекты направляются в прокуратуру Палкинского района.

По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес главы сельского поселения «Новоуситовская волость» 01.11.2016 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

Кроме того, в отчетном периоде в органы местного самоуправления вносились представления в связи с длительным непринятием нормативных правовых актов, принятие которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

Например, прокуратурой Струго-Красненского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об использовании водных объектов, в ходе которой выявлен факт длительного неисполнения органом местного самоуправления обязанности по принятию нормативного правового акта.

Пунктом 28 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.

Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов с 09.12.2015 установлены частью 4 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации.

В нарушение приведенных выше требований федерального законодательства Администрацией Струго-Красненского района на момент проведения проверки правила использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, не приняты.

В связи с изложенным прокурором Струго-Красненского района 12.08.2016 в адрес главы района внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено.

СписокВерсия для печати
город Псков город Великие Луки Гдовский район Плюсский район Струго-Красненский район Псковский район Порховский район Печорский район Палкинский район Дновский район Дедовичский район Бежаницкий район Локнянский район Великолукский район Куньинский район Усвятский район Невельский район Новосокольнический район Пустошкинский район Себежский район Опочецкий район Красногородский район Пушкиногорский район Новоржевский район Пыталовский район Островский район
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Скорая юридическая помощь
© 2007 - 2010 Прокуратура Псковской области
Все права защищены
Официальный сайт Псковской области
Plum Square Software