Прокуратура Псковской области
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области
Соколова Наталия Викторовна
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, 23
Телефон:(8112)72-42-02
Факс:(8112)72-42-03
Е-mail:pskov@rfdeti.ru
Прием граждан:осуществляется по предварительной записи каждый первый и третий четверг месяца по адресу: Псков, Советская, 20, 3 этаж, каб. 29
Биография

Родилась 6 июля 1975 года в поселке Мышкино Ярославской области.

В 1997 году закончила исторический факультет Псковского государственного педагогического института по специальности учитель истории и социально-политических дисциплин. В 1998 году получила диплом "практического психолога".

С 1997 по 2003 год работала учителем истории и обществознания в МОУ "Лицей "Развитие". В 2003 году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года", представляла Псковскую область в финале конкурса в Москве.

По итогам конкурса перешла на работу в Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, где в течение двух лет занималась методической подготовкой учителей к конкурсам педагогического мастерства, по совместительству работая учителем истории и обществознания в Псковской лингвистической гимназии и Псковском техническом лицее.

В 2006 году участвовала в организации работы молодежных общественных организаций "Первый рубеж" и "Молодая гвардия Единой России", являлась помощником заместителя Губернатора по молодежной политике.

В 2006 - 2008 гг. возглавляла Региональный штаб Молодой Гвардии, реализовывала федеральные и региональные молодежные проекты на территории Псковской области.

На муниципальных выборах 2007 года избрана депутатом Псковской городской Думы, являлась председателем Комитета по молодежной политике и общественным организациям (на общественных началах).

В этот же период работала заместителем Руководителя Псковского регионального исполкома ВПП "Единая Россия" по АПР.

Сент.2008 - февраль 2009 - помощник члена Совета Федерации А.А. Турчака по Псковской области.

С мая 2009 года по апрель 2015 - заместитель Главы города Пскова.

Депутат Псковской городской Думы 4 и 5 созывов, в 5 созыве - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансовому контролю.

В 2010 году прошла переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат" в Российской академии государственной службы (г.Москва)

В 2011 году закончила аспирантуру по специальности "Политология" в РАГС (г. Москва). Имеет научные публикации по проблемам развития местного самоуправления в России. Принимает активное участие в деятельности различных общественных организаций: "Союз женщинРоссии", "Красная гвоздика"и др.

Постоянный участник волонтерских и добровольческих акций.

28.04.2015 года Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 1122 Соколова Н.В. назначена Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области.

Отправить обращение
Фамилия Имя Отчество *
Телефон *
Обращение *
Защитный код *
Сообщение успешно отправлено
Сообщение успешно отправлено
 
Новости и событияДоклады и публикации
Уполномоченный по правам человека в Псковской области
Шахов Дмитрий Владимирович
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, д.23
Телефон:(8112) 72-79-05, 72-09-05 (приемная)
Е-mail:pskovombudsman@yandex.ru
Прием граждан:



Биография

            Уполномоченный по правам человека  в Псковской области Шахов Дмитрий Владимирович родился 26 марта 1968 года.  Образование высшее юридическое и экономическое, окончил Государственную Академию Управления(1992) и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ(2000).  Курсы повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в Российском государственном гуманитарном университете (2011).

            Кандидат юридических наук (конституционное право), доцент юридического факультета Псковского Государственного Университета.

            Семейное положение. Женат, двое детей.

            1990-1993 народный депутат Моссовета, заместитель председателя бюджетной -финансовой комиссии, член комиссии по социальной политике.

            1993-1995 помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания  РФ.

            1996-2009 заместитель губернатора области, руководитель Аппарата Администрации Псковской области, советник губернатора, заместитель руководителя Аппарата Администрации, представитель губернатора Псковской области  и Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов.

            2010-2015 Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области,  заместитель Председателя Координационного Совета уполномоченных по правам ребенка в СЗФО.

            2015 - по н. вр. Уполномоченный по правам человека в Псковской области.

      Указом Президента РФ В.В. Путина в 2004 году награжден орденом Дружбы,  имеет почетные грамоты Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, Избирательной комиссии области, ведомственные  медали, благодарности министерств и ведомств Российской Федерации.

      С 2004 по 2008 член Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса от Президента РФ               В.В. Путина.

      В период работы в системе органов исполнительной власти Псковской области в должности заместителя губернатора, руководителя аппарата Администрации Псковской области, к компетенции были отнесены следующие сферы ведения: правовое и законодательное обеспечение, вопросы защиты прав и свобод граждан, представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном Суде РФ, организационное и материально-техническое обеспечение, государственная служба и контрольные полномочия, полномочный представитель Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов, международное сотрудничество, мировые суды и органы юстиции: адвокатура, нотариат, загс, государственная тайна и защита информации.

      В период службы в Администрации Псковской области замещал следующие должности:

- председатель комиссии по вопросам помилования на территории Псковской области,

- председатель комиссии Псковской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий,

-  член Совета по вопросам кадровой и наградной политики, а также вопросам государственной службы при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО,

- член Совета по защите информации и государственной тайне при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО

- член Квалификационной коллегии при Адвокатской палате Псковской области.

         Общественная деятельность.

    эксперт  Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

    член Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации. 2004 - по н.вр. председатель Федерации шахмат Псковской области, спортивный судья по шахматам всероссийской категории, председатель Контрольно-дисциплинарной комиссии РШФ.

 
Новости и события
12.4.2013
1.3.2013
16.8.2012
4.6.2012
16.4.2012
12.12.2011
28.10.2011
5.9.2011
25.4.2011
28.2.2011
9.2.2011
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области
Мурылев Аркадий Анатольевич
Телефон:(8112) 72-42-13
Факс:(8112) 72-42-12
Е-mail:pskov@ombudsmanbiz.ru
Прием граждан:


Биография

Родился 31 января 1976 года

Образование:

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики

- специальность «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)».

Трудовая деятельность:

1994 - 1995  -  частный предприниматель.

1995 - 1996  -  служба в рядах Российской Армии,  войска ПВО, старшина запаса.

1997 -  водитель МП «Водоканал».

1997 - 2000  - оператор выпуска эфира ЗАО «Импульс-ТВ».

2002 - 2003 -  помощник депутата Государственной Думы Никитина В.С. на общественных началах.

2003 - 2005  -  общественная работа в КПРФ.

2005 - 2015 -  индивидуальный предприниматель.

2009 - 2011 -  коммерческий директор ООО «Элитон».

2011-2015 - генеральный директор ООО «МедиаПроспект Луки».

2014-2015 - генеральный директор ООО «Иммунитет»

Общественно-политическая деятельность:

Март 2007 - декабрь 2011 - депутат Псковского областного Собрания депутатов четвёртого созыва, избран по единому избирательному округу от Псковского областного отделения КПРФ. Член комитета по труду и социальной политике.

Член Координационного Совета «Национального Собрания молодых депутатов».

С 4 декабря 2011 - май 2015 - депутат Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва, избран по одномандатному избирательному округу № 7 (город Великие Луки). Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике. Заместитель председателя постоянной комиссии областного Собрания депутатов по противодействию коррупции.

Президент Псковской областной общественной организации «Федерация смешанного боевого единоборства - ММА».

Партийная принадлежность - член КПРФ.

Награжден Почетной грамотой Псковского областного Собрания депутатов.

28 апреля 2015 года - по результатам тайного голосования назначен Псковским областным Собранием депутатов на государственную должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области сроком на пять лет.

 

 
Веб-сайтНовости и события
Новости
Руководство
Структура
Документы
Правовое просвещение
Информация для органов местного самоуправления
Состояние законности муниципальных правовых актовИсполнение органами местного самоуправления законодательстваПрокурор разъясняет
Статьи и аналитика
Статистика
Печатное издание
70 лет победе в Великой Отечественной войне
История
Прокуроры Псковской области
К сведению СМИ
Прием граждан
Вопросы и ответы
Правовые памятки
Противодействие коррупции
Борьба с экстремизмом
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Вакансии
Госзакупки
Полезные ссылки
Контакты

Псков, ул. Плехановский посад, д.6
Телефон: (8112) 69-83-10, 69-83-34

Телефон дежурного прокурора: (8112) 69-83-79
Факс: (8112) 69-83-11, 69-83-14
Схема проезда

Официальный интернет-портал правовой информации

Состояние законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления в 2015 году

22 марта 2016
Прокуратурой области проведено обобщение практики прокурорского реагирования на несоответствующие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству нормативные правовые акты органов местного самоуправления и их должностных лиц в 2015 году.
В отчетный период органами местного самоуправления Псковской области принято 5468 нормативных правовых актов, из них 2870 - представительными органами и 2598 - исполнительно-распорядительными (в АППГ - 5568 нормативных правовых актов, из них 3193 - представительными органами и 2375 - исполнительно-распорядительными).
В 2015 году органами прокуратуры Псковской области выявлено и оспорено 799 незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, что на 21 % ниже аналогичного показателя 2014 года, когда было оспорено 1006 актов.
Указанное снижение объясняется проведенной в текущем году в Псковской области реорганизацией муниципальных образований, в ходе которой количество муниципальных образований сократилось с 207 до 136 (т.е. на 34 %).
Наибольшее количество оспоренных муниципальных нормативных правовых актов приходится на сферу хозяйственной и экономической деятельности (17%), а также на сферу землепользования (10%).
В отношении 793 правовых актов избрана такая форма прокурорского реагирования, как протест, в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством еще 6 правовых актов в органы местного самоуправления внесены представления.
Прокурорами опротестованы незаконные положения 16 уставов муниципальных образований (в аналогичном периоде прошлого года протесты принесены на 102 устава).
Количество случаев, когда прокурорами предупреждено издание незаконных нормативных правовых актов, увеличилось по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 3 % (с 562 проектов, в которых выявлены противоречия федеральному и областному законодательству в 2014 году, до 577 таких проектов в 2015 году).
Реализуя предоставленное право правотворческой инициативы, прокурорами в 2015 году разработано и внесено в органы местного самоуправления 500 проектов муниципальных НПА, кроме того, в органы местного самоуправления направлен 1 модельный проект (в 2014 году - 611 проектов и 5 модельных проектов).
Из 799 оспоренных муниципальных нормативных правовых актов 405 принято представительными органами местного самоуправления, 285 - исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов (городских округов), в том числе главой района (мэром города), если тот возглавляет администрацию муниципального образования, 109 - главами сельских поселений.
137 из оспоренных муниципальных нормативных правовых актов регулируют отношения в сфере хозяйственной и экономической деятельности.
В качестве примера можно привести нижеследующий.
Прокуратурой Дедовичского района оспорены отдельные положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Проведение приватизации муниципального имущества и земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности», утвержденный постановлением Администрации Дедовичского района от 29.04.2013 № 275 (далее - Административный регламент).
Федеральным законом от 29.06.2015 № 180-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Так, в соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 180-ФЗ) информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества подлежит размещению на сайтах в сети «Интернет» в течение десяти дней со дня совершения указанных сделок.
Между тем пунктом 46 Административного регламента было предусмотрено, что информация о результатах сделок приватизации муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте в сети «Интернет» в течение 30 дней со дня совершения указанных сделок.
Кроме того, Федеральным законом от 29.06.2015 № 180-ФЗ расширен определенный пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ перечень информации, который должен содержаться в информационном сообщении о продаже муниципального имущества (информационное сообщение должно будет также содержать требования к оформлению документов, предоставляемых участниками торгов, сведения обо всех предыдущих торгах по продаже такого имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже, и об итогах торгов по продаже такого имущества).
Между тем пункт 12 Административного регламента, которым установлен исчерпывающий перечень сведений, содержащихся в информационном сообщении о продаже муниципального имущества, необходимости включения в информационное сообщение о продаже муниципального имущества указанных выше сведений, не предусматривал, что противоречило приведенной выше норме Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ.
В целях приведения Административного регламента в соответствие с требованиями федерального законодательства 27.11.2015 прокуратурой района на него принесен протест.
Протест рассмотрен и удовлетворен 10.12.2015. Проект нормативного правового акта, предусматривающий необходимые изменения, размещен на сайте муниципального образования для проведения независимой экспертизы 07.12.2015 и будет принят по ее завершении.
В сфере землепользования выявлено и оспорено 82 незаконных нормативных правовых акта.
Например, прокуратурой Гдовского района принесен протест на Административный регламент о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков из земель, находящихся до разграничения в государственной собственности», утвержденный постановлением Администрации Гдовского района от 30.06.2011 № 355 (далее - Административный регламент), которым регулировались правоотношения по распоряжению органами местного самоуправления земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 2 Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям Администрации области и (или) уполномоченного ею органа исполнительной власти области в области имущественных отношений и использования земельных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона области перераспределение полномочий между органами государственной власти Псковской области и органами местного самоуправления Псковской области устанавливается на неограниченный срок
Частью 1 статьи 3 Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1469-ОЗ установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляются в порядке, устанавливаемом Администрацией области.
Порядок принятия решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена был урегулирован постановлением Администрации Псковской области от 27.02.2015 № 92, а в настоящее время постановлением Администрации Псковской области от 08.10.2015 № 450 «Об утверждении Положения о порядке осуществления полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в городском округе, являющемся административным центром Псковской области, и на приграничных территориях».
Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования Гдовский район, являющегося приграничной территорией Псковской области, утратили право на принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при этом Административным регламентом такое право органов местного самоуправления предусматривалось.
В связи с изложенным прокуратурой Гдовского района 16.10.2015 на указанное постановление Администрации Гдовского района принесен протест.
Постановлением Администрации Гдовского района от 26.10.2015 № 494 оспоренное прокурором постановление Администрации Гдовского района от 30.06.2011 № 355 признано утратившим силу.
Нарушения нормативными правовыми актами органов местного самоуправления иных сфер законодательства Российской Федерации типичными не являются, поскольку аналогии либо системности в них практически не усматривается.
Негативными последствиями нарушения муниципальными нормативными правовыми актами законодательства Российской Федерации является неисполнение органами местного самоуправления своих обязанностей при реализации полномочий по проведению приватизации муниципального имущества, а также дублирование органами местного самоуправления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, что в конечном итоге могло привести к фактическим нарушениям прав граждан и юридических лиц, установленных актами большей юридической силы, а также последующее признание незаконным юридического факта предоставления гражданам и юридическим лицам недвижимого имущества (земельных участков).
Основной причиной выявляемых в НПА и их проектах нарушений федерального законодательства в анализируемый период является несвоевременное приведение муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством в связи с его динамичным изменением.
В отчетном периоде прокурорами выявлялись следующие наиболее распространенные пробелы в правовом регулировании на местном уровне:
- пробелы в области решения органами местного самоуправления вопросов местного значения.
В соответствии с пунктом 13 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в их взаимосвязи с 01.01.2015 сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, исключены из вопросов местного значения сельских поселений и в соответствии с частью 4 приведенной статьи отнесены к вопросам местного значения муниципальных районов.
Вместе с тем органами местного самоуправления ряда муниципальных районов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, не принято.
В связи с изложенным отдельными прокурорами были разработаны и внесены в органы местного самоуправления в качестве правотворческой инициативы проекты муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих указанные выше правоотношения.
- пробелы в области защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.
Частью 6 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, в целях выявления положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат оценке регулирующего воздействия, проводимой органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Оценка регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и местных бюджетов.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.07.2013 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статьи 7 и 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязаны проводить оценку регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов (экспертизу принятых актов) с 01.01.2016.
Прокурором города Великие Луки, а также прокурорами районов Псковской области в декабре 2015 года проведена проверка наличия муниципальных нормативных правых актов, регулирующих порядок проведения оценки регулирующего воздействия.
В тех случаях, когда такие акты приняты не были, и их проекты в прокуратуру не представлялись, прокурорами в рамках реализации права правотворческой инициативы в органы местного самоуправления внесены проекты нормативных правовых актов, регулирующие процедуру проведения оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также проведения экспертизы указанных муниципальных нормативных правовых актов.
- проекты в области соблюдения должностными лицами органов местного самоуправления ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством.
Статьей 3 Федерального закона от 03.11.2015 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в часть 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ устав муниципального образования должен определять основания прекращения полномочий депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
В целях скорейшего приведения положений уставов муниципальных образований, устанавливающих перечень оснований прекращения полномочий депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствие с указанными выше изменениями в федеральном законодательстве отдельными прокурорами в представительные органы местного самоуправления внесены поправки в уставы муниципальных образований.
Иные пробелы, выявленные прокурорами в анализируемом периоде, массового характера не носили.
Всего горрайпрокурорами в отчетном периоде подготовлено и направлено в органы местного самоуправления 500 проектов муниципальных нормативных правовых актов (356 из них уже принято) и 1 модельный проект.
Кроме того, в связи с необходимостью принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов прокурорами принято 255 иных мер реагирования (представления и информационные письма).
Прокурорами городов и районов в 2015 году изучено 6809 проектов муниципальных нормативных правовых актов, на 729 из них составлены отрицательные заключения по причине выявления в проектах незаконных норм, коррупциогенных факторов либо нарушений правил юридической техники (в 2014 году - соответственно 7016 и 753).
Из указанного количества отрицательных заключений на проекты нормативных правовых актов 577 составлены по причине выявления в проектах нормативных правовых актов незаконных норм (в 2014 году - 562).
Из 577 заключений о наличии в проектах незаконных норм 253 составлено на проекты актов представительных органов местного самоуправления, 324 - на проекты актов исполнительно-распорядительных органов.
В качестве примеров можно указать следующие заключения.
Островской межрайонной прокуратурой в октябре текущего года составлено отрицательное заключение на проект постановления Администрации городского поселения «Остров» «Об утверждении Административного регламента Администрации городского поселения «Остров» предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов» (далее - Проект).
Подпунктом 25 пункта 2.8 Проекта предусмотрено, что в предоставлении названной муниципальной услуги отказывается в случае, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован (т.е. отказ производится вне зависимости от размера такого превышения).
Между тем согласно пункту 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в предоставлении земельного участка, находящего в муниципальной собственности, без проведения торгов, отказывается лишь в случае, если площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в перечисленных выше документах, более чем на десять процентов.
Таким образом, Проектом был расширен перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков.
Отрицательное заключение прокуратуры учтено, проект переработан.
Прокуратурой Опочецкого района составлено отрицательное заключение на проект решения Собрания депутатов сельского поселения «Варыгинская волость» «Об утверждении Положения о публичных слушаниях».
В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится утверждение правил благоустройства территории поселения.
Пунктом 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено обязательное вынесение на публичные слушания проекта правил благоустройства территории муниципального образования.
В нарушение приведенной нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ исчерпывающий перечень вопросов, которые должны выноситься на публичные слушания, закрепленный в пункте 1.4 раздела 1 Проекта, необходимости вынесения на публичные слушания проекта правил благоустройства территории поселения не предусматривал.
В связи с изложенным на указанный проект в ноябре текущего года составлено отрицательное заключение, которое рассмотрено и удовлетворено, проект переработан.
В качестве примера эффективности принятия мер прокурорского реагирования (восстановление конституционных прав и законных интересов граждан социально незащищенных категорий) можно привести следующий.
Прокуратурой Бежаницкого района оспорены отдельные положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Администрации Бежаницкого района от 06.04.2015 № 242 (далее - Административный регламент).
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Псковским областным Собранием депутатов принят Закон Псковской области от 10.07.2006 № 566-ОЗ «О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Пунктом 3 статьи 3 названного Закона области (в редакции Закона Псковской области от 05.12.2014 № 1458-ОЗ) установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых малоимущим гражданином для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Между тем подпункт «в» пункта 14 Административного регламента содержал требование о предоставлении малоимущими гражданами для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях документов, не предусмотренных указанным выше Законом области - выписки из лицевого счета или выписки из домовой (поквартирной) книги или поквартирной карточки по месту жительства малоимущего.
С целью приведения муниципального нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства 10.09.2015 прокуратурой района в адрес Главы района направлен протест, который рассмотрен и удовлетворен.
Постановлением Администрации Бежаницкого района от 05.10.2015 № 588 «О внесении изменений в Административный регламент «Постановка малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» названный Административный регламент приведен в соответствие с требованиями федерального и областного законодательства.
В 2015 году в органы местного самоуправления прокурорами внесено 33 представления в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, в том числе причин принятия нормативных правовых актов содержащих коррупциогенные факторы, а также в связи с непринятием мер по приведению нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством (в 2014 году - 57).
По результатам рассмотрения таких представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 6 должностных лиц органов местного самоуправления (в АППГ - 33).
Как правило, основанием для внесения представления служило непредставление органом местного самоуправления в прокуратуру проекта нормативного правового акта в целях проведения анализа на предмет наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов, последующее принятие такого нормативного правового акта и выявление в нем прокуратурой коррупциогенных факторов.
Кроме того, в отчетном периоде в органы местного самоуправления вносились представления в связи с длительным непринятием органами местного самоуправления нормативных правовых актов, принятие которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Например, прокурором Дедовичского района в ноябре текущего года в адрес Главы Дедовичского района внесено представление.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственные полномочия по принятию решения о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в указанных выше случаях переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Псковской области (в том числе и органам местного самоуправления муниципального образования «Дедовичский район»).
Переданные государственные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований (пункт 2 статьи 1 Закона Псковской области от 03.06.2011 № 1082-ОЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 4 названного Закона области органы государственной власти области имеют право осуществлять правовое регулирование по вопросам осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.
В развитие указанной нормы постановлением Администрации Псковской области от 27.05.2013 № 223 утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 7 Порядка предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе и местными администрациями муниципальных районов в порядке, установленном правовым актом органа местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Между тем указанный правовой акт Администрацией Дедовичского района не был принят в течение длительного времени.
В связи с изложенным прокуратурой Дедовичского района в адрес Главы Дедовичского района 27.11.2015 внесено представление.
Представление рассмотрено и удовлетворено 22.12.2015. Подготовлен проект необходимого муниципального нормативного правового акта, который в ближайшее время будет принят.
СписокВерсия для печати
город Псков город Великие Луки Гдовский район Плюсский район Струго-Красненский район Псковский район Порховский район Печорский район Палкинский район Дновский район Дедовичский район Бежаницкий район Локнянский район Великолукский район Куньинский район Усвятский район Невельский район Новосокольнический район Пустошкинский район Себежский район Опочецкий район Красногородский район Пушкиногорский район Новоржевский район Пыталовский район Островский район
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Скорая юридическая помощь
© 2007 - 2010 Прокуратура Псковской области
Все права защищены
Официальный сайт Псковской области
Plum Square Software