Прокуратура Псковской области
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области
Соколова Наталия Викторовна
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, 23
Телефон:(8112)72-42-02
Факс:(8112)72-42-03
Е-mail:pskov@rfdeti.ru
Прием граждан:осуществляется по предварительной записи каждый первый и третий четверг месяца по адресу: Псков, Советская, 20, 3 этаж, каб. 29
Биография

Родилась 6 июля 1975 года в поселке Мышкино Ярославской области.

В 1997 году закончила исторический факультет Псковского государственного педагогического института по специальности учитель истории и социально-политических дисциплин. В 1998 году получила диплом "практического психолога".

С 1997 по 2003 год работала учителем истории и обществознания в МОУ "Лицей "Развитие". В 2003 году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года", представляла Псковскую область в финале конкурса в Москве.

По итогам конкурса перешла на работу в Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, где в течение двух лет занималась методической подготовкой учителей к конкурсам педагогического мастерства, по совместительству работая учителем истории и обществознания в Псковской лингвистической гимназии и Псковском техническом лицее.

В 2006 году участвовала в организации работы молодежных общественных организаций "Первый рубеж" и "Молодая гвардия Единой России", являлась помощником заместителя Губернатора по молодежной политике.

В 2006 - 2008 гг. возглавляла Региональный штаб Молодой Гвардии, реализовывала федеральные и региональные молодежные проекты на территории Псковской области.

На муниципальных выборах 2007 года избрана депутатом Псковской городской Думы, являлась председателем Комитета по молодежной политике и общественным организациям (на общественных началах).

В этот же период работала заместителем Руководителя Псковского регионального исполкома ВПП "Единая Россия" по АПР.

Сент.2008 - февраль 2009 - помощник члена Совета Федерации А.А. Турчака по Псковской области.

С мая 2009 года по апрель 2015 - заместитель Главы города Пскова.

Депутат Псковской городской Думы 4 и 5 созывов, в 5 созыве - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансовому контролю.

В 2010 году прошла переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат" в Российской академии государственной службы (г.Москва)

В 2011 году закончила аспирантуру по специальности "Политология" в РАГС (г. Москва). Имеет научные публикации по проблемам развития местного самоуправления в России. Принимает активное участие в деятельности различных общественных организаций: "Союз женщинРоссии", "Красная гвоздика"и др.

Постоянный участник волонтерских и добровольческих акций.

28.04.2015 года Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 1122 Соколова Н.В. назначена Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области.

Отправить обращение
Фамилия Имя Отчество *
Телефон *
Обращение *
Защитный код *
Сообщение успешно отправлено
Сообщение успешно отправлено
 
Новости и событияДоклады и публикации
Уполномоченный по правам человека в Псковской области
Шахов Дмитрий Владимирович
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, д.23
Телефон:(8112) 72-79-05, 72-09-05 (приемная)
Е-mail:pskovombudsman@yandex.ru
Прием граждан:



Биография

            Уполномоченный по правам человека  в Псковской области Шахов Дмитрий Владимирович родился 26 марта 1968 года.  Образование высшее юридическое и экономическое, окончил Государственную Академию Управления(1992) и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ(2000).  Курсы повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в Российском государственном гуманитарном университете (2011).

            Кандидат юридических наук (конституционное право), доцент юридического факультета Псковского Государственного Университета.

            Семейное положение. Женат, двое детей.

            1990-1993 народный депутат Моссовета, заместитель председателя бюджетной -финансовой комиссии, член комиссии по социальной политике.

            1993-1995 помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания  РФ.

            1996-2009 заместитель губернатора области, руководитель Аппарата Администрации Псковской области, советник губернатора, заместитель руководителя Аппарата Администрации, представитель губернатора Псковской области  и Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов.

            2010-2015 Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области,  заместитель Председателя Координационного Совета уполномоченных по правам ребенка в СЗФО.

            2015 - по н. вр. Уполномоченный по правам человека в Псковской области.

      Указом Президента РФ В.В. Путина в 2004 году награжден орденом Дружбы,  имеет почетные грамоты Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, Избирательной комиссии области, ведомственные  медали, благодарности министерств и ведомств Российской Федерации.

      С 2004 по 2008 член Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса от Президента РФ               В.В. Путина.

      В период работы в системе органов исполнительной власти Псковской области в должности заместителя губернатора, руководителя аппарата Администрации Псковской области, к компетенции были отнесены следующие сферы ведения: правовое и законодательное обеспечение, вопросы защиты прав и свобод граждан, представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном Суде РФ, организационное и материально-техническое обеспечение, государственная служба и контрольные полномочия, полномочный представитель Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов, международное сотрудничество, мировые суды и органы юстиции: адвокатура, нотариат, загс, государственная тайна и защита информации.

      В период службы в Администрации Псковской области замещал следующие должности:

- председатель комиссии по вопросам помилования на территории Псковской области,

- председатель комиссии Псковской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий,

-  член Совета по вопросам кадровой и наградной политики, а также вопросам государственной службы при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО,

- член Совета по защите информации и государственной тайне при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО

- член Квалификационной коллегии при Адвокатской палате Псковской области.

         Общественная деятельность.

    эксперт  Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

    член Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации. 2004 - по н.вр. председатель Федерации шахмат Псковской области, спортивный судья по шахматам всероссийской категории, председатель Контрольно-дисциплинарной комиссии РШФ.

 
Новости и события
12.4.2013
1.3.2013
16.8.2012
4.6.2012
16.4.2012
12.12.2011
28.10.2011
5.9.2011
25.4.2011
28.2.2011
9.2.2011
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области
Мурылев Аркадий Анатольевич
Телефон:(8112) 72-42-13
Факс:(8112) 72-42-12
Е-mail:pskov@ombudsmanbiz.ru
Прием граждан:


Биография

Родился 31 января 1976 года

Образование:

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики

- специальность «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)».

Трудовая деятельность:

1994 - 1995  -  частный предприниматель.

1995 - 1996  -  служба в рядах Российской Армии,  войска ПВО, старшина запаса.

1997 -  водитель МП «Водоканал».

1997 - 2000  - оператор выпуска эфира ЗАО «Импульс-ТВ».

2002 - 2003 -  помощник депутата Государственной Думы Никитина В.С. на общественных началах.

2003 - 2005  -  общественная работа в КПРФ.

2005 - 2015 -  индивидуальный предприниматель.

2009 - 2011 -  коммерческий директор ООО «Элитон».

2011-2015 - генеральный директор ООО «МедиаПроспект Луки».

2014-2015 - генеральный директор ООО «Иммунитет»

Общественно-политическая деятельность:

Март 2007 - декабрь 2011 - депутат Псковского областного Собрания депутатов четвёртого созыва, избран по единому избирательному округу от Псковского областного отделения КПРФ. Член комитета по труду и социальной политике.

Член Координационного Совета «Национального Собрания молодых депутатов».

С 4 декабря 2011 - май 2015 - депутат Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва, избран по одномандатному избирательному округу № 7 (город Великие Луки). Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике. Заместитель председателя постоянной комиссии областного Собрания депутатов по противодействию коррупции.

Президент Псковской областной общественной организации «Федерация смешанного боевого единоборства - ММА».

Партийная принадлежность - член КПРФ.

Награжден Почетной грамотой Псковского областного Собрания депутатов.

28 апреля 2015 года - по результатам тайного голосования назначен Псковским областным Собранием депутатов на государственную должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области сроком на пять лет.

 

 
Веб-сайтНовости и события
Новости
Руководство
Структура
Документы
Правовое просвещение
Информация для органов местного самоуправления
Состояние законности муниципальных правовых актовИсполнение органами местного самоуправления законодательстваПрокурор разъясняет
Статьи и аналитика
Статистика
Печатное издание
70 лет победе в Великой Отечественной войне
История
Прокуроры Псковской области
К сведению СМИ
Прием граждан
Вопросы и ответы
Правовые памятки
Противодействие коррупции
Борьба с экстремизмом
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Вакансии
Госзакупки
Полезные ссылки
Контакты

Псков, ул. Плехановский посад, д.6
Телефон: (8112) 69-83-10, 69-83-34

Телефон дежурного прокурора: (8112) 69-83-79
Факс: (8112) 69-83-11, 69-83-14
Схема проезда

Официальный интернет-портал правовой информации

Состояние законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления в 1 полугодии 2015 года.

06 ноября 2015
В 1 полугодии 2015 года органами местного самоуправления Псковской области принято 2710 нормативных правовых актов, из них 1378 - представительными органами и 1272 - исполнительно-распорядительными.
Органами прокуратуры Псковской области выявлено и оспорено 589 незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Наибольшее количество оспоренных муниципальных нормативных правовых актов приходится на сферу местного самоуправления (19 % от общего количества оспоренных актов), землепользования (13%), а также на сферу налоговых правоотношений (10%).
В отношении 583 нормативных правовых актов избрана такая форма прокурорского реагирования, как протест, в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством еще 6 нормативных правовых актов в органы местного самоуправления внесены представления (в аналогичном периоде прошлого года протесты принесены на 581 незаконный нормативный правовой акт, еще в отношении 2 актов направлены заявления в суды).
Прокурорами отдельных районов Псковской области в отчетном периоде оспорены незаконные положения уставов муниципальных образований. Всего оспорено 12 уставов (в аналогичном периоде прошлого года - 90).
Реализуя предоставленное право правотворческой инициативы, прокурорами в первом полугодии 2015 года разработано и внесено в органы местного самоуправления 336 проектов муниципальных НПА, модельных проектов не вносилось (за 6 месяцев 2014 года внесено 347 проектов, из них 1 модельный проект).
Проекты регулируют общественно значимые вопросы, в том числе связанные с реализацией органами местного самоуправления вопросов местного значения, полномочий по признанию помещений непригодными для проживания граждан, а также многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, полномочий в сфере градостроительной деятельности.
Из 589 оспоренных муниципальных нормативных правовых актов 246 принято представительными органами местного самоуправления, 242 - исполнительно-распорядительными органами муниципального района (городского округа), в том числе главой района, если тот возглавляет администрацию муниципального образования, 101 - главами сельских поселений.
111 из оспоренных муниципальных НПА регулируют отношения в сфере местного самоуправления. В качестве наиболее характерного примера нарушений федерального законодательства в указанной сфере можно привести следующий.
Прокуратурой Плюсского района установлено, что отдельные положения Устава муниципального образования «Плюсский район», принятого решением Собрания депутатов Плюсского района от 28.05.2005 № 151-р (далее - Устав), пришли в противоречие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Федеральными законами от 14.10.2014 № 307-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и от 22.12.2014 № 447-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в перечень вопросов местного значения муниципальных районов.
Так, названными Федеральными законами к вопросам местного значения муниципальных районов отнесена организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории, из перечня вопросов местного значения исключено осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ уставом муниципального образования должен определяться перечень вопросов местного значения.
Перечень вопросов местного значения Плюсского района, определенный в статье 4 Устава, противоречил приведенным выше нормам федерального законодательства, поскольку относил к вопросам местного значения района осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны, а организация в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории к вопросам местного значения района, наоборот, отнесена не была.
В связи с изложенным прокуратурой Плюсского района на Устав муниципального образования «Плюсский район» 05.02.2015 принесен протест.
Протест рассмотрен и удовлетворен, в оспоренный акт внесены необходимые изменения.
78 незаконных муниципальных нормативных правовых актов оспорено прокурорами в сфере землепользования. Показателен следующий пример.
Прокуратурой Бежаницкого района принесен протест на Положение о муниципальном земельном контроле на территории муниципального образования «Бежаницкий район», утвержденное решением Собрания депутатов Бежаницкого района от 22.09.2010 № 326 (далее - Положение).
В соответствии с частью 2 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Частью 2 статьи 4 Закона Псковской области от 26.12.2014 № 1470-ОЗ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Псковской области», принятого во исполнение статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен исчерпывающий перечень оснований для осуществления муниципального земельного контроля в отношении объектов земельных отношений, принадлежащих физическим лицам.
В нарушение пункта 2 части 2 статьи 4 названного Закона области пунктом 7 Положения был сужен перечень оснований для проведения внеплановых проверок в отношении объектов земельных отношений, принадлежащих физическим лицам - к таковым не отнесено наличие сообщения в средствах массовой информации, содержащего данные, указывающие на наличие события нарушения земельного законодательства.
19.05.2015 прокурором Бежаницкого района на Положение принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. В прокуратуру района поступил проект нормативного правового акта, которым оспоренное Положение будет приведено в соответствие с федеральным законодательством, его принятие ожидается на ближайшей сессии Собрания депутатов Бежаницкого района.
В сфере налоговых правоотношений оспорено 60 муниципальных нормативных правовых актов.
Одним из наиболее характерных примеров принятия мер прокурорского реагирования на незаконные нормативные правовые акты в указанной сфере является следующий.
Прокуратурой Великолукского района опротестовано решение Собрания депутатов сельского поселения «Борковская волость» от 30.10.2009 № 91 «Об установлении земельного налога» (далее - Решение).
Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» уточнен порядок исчисления и уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 3 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами (в том числе физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями), исчисляется налоговыми органами.
В нарушение указанной нормы пунктом 8 Решения обязанность по исчислению суммы земельного налога на земельные участки, принадлежащие физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, была возложена на таких лиц.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт о налогах признается не соответствующим названному Кодексу, если такой акт вводит обязанности, не предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, или изменяет определенное Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
13.03.2015 прокуратурой района на Решение принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, оспоренный прокуратурой нормативный правовой акт приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Нарушения нормативными правовыми актами органов местного самоуправления иных сфер законодательства Российской Федерации типичными не являются, поскольку аналогии либо системности в них практически не усматривается.
Негативными последствиями нарушения муниципальными нормативными правовыми актами законодательства Российской Федерации является неисполнение органами местного самоуправления возложенных на них полномочий, возложение дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, обязанностей на граждан.
Основной причиной выявляемых в НПА нарушений федерального законодательства в анализируемый период является несвоевременное приведение муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством в связи с его динамичным изменением.
Нарушения требований федерального законодательства в проектах муниципальных нормативных правовых актов допускаются, как правило, в связи с небрежным отношением разработчиков проектов муниципальных нормативных правовых актов к требованиям актов большей юридической силы - в расчет берутся лишь общие нормы федеральных законов, а изучению требований специальных норм не придается должного внимания.
В отчетном периоде прокурорами устранялись следующие наиболее распространенные пробелы в правовом регулировании на местном уровне:
- пробелы в области реализации органами местного самоуправления полномочий по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Пунктом 7 названного Положения органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда (далее - Комиссии), а также на принятие решений о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
При этом органы местного самоуправления и создаваемые ими Комиссии должны при осуществлении указанной выше деятельности руководствоваться требованиями названного постановления Правительства Российской Федерации.
В связи с тем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 269 «О внесении изменений в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» внесены существенные изменения в порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, возникла необходимость во внесении изменений в муниципальные нормативные правовые акты ряда муниципальных образований, расположенных на территории Псковской области, регулирующих порядок деятельности Комиссий, а также процедуру принятия органами местного самоуправления указанных выше решений.
В связи с изложенным отдельными прокурорами были разработаны и внесены в органы местного самоуправления в качестве правотворческой инициативы проекты муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих порядок деятельности комиссий для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также порядок принятия органами местного самоуправления решений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
- пробелы в области реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере градостроительной деятельности.
Федеральными законами от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» конкретизирован порядок осуществления органами местного самоуправления деятельности по планировке территории (уточнены случаи, в которых требуется подготовка документации по планировке территории, порядок подготовки такой документации при заключении органом местного договоров о комплексном освоении территории или о развитии застроенной территории и прочее).
В целях скорейшего приведения нормативных правовых актов муниципальных образований, регулирующих указанные правоотношения, в соответствие с изменениями в Градостроительном кодексе Российской Федерации отдельными прокурорами в органы местного самоуправления были внесены проекты изменений в нормативные правовые акты, регулирующие процедуру реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере подготовки документации по планировке территории.
Всего в целях устранения пробелов в правовом регулировании прокурорами в органы местного самоуправления внесено 4 представления, направлено 52 информационных письма о необходимости принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов, внесено 336 проектов нормативных правовых актов (в январе-июне 2014 года - 12 представлений, 40 информационных писем и 347 проектов нормативных правовых актов, в том числе 1 модельный).
Случаев длительного неисполнения органами местного самоуправления вступивших в законную силу судебных постановлений о признании противоречащими федеральному законодательству муниципальных НПА в отчетном периоде не выявлено.
Прокурорами городов и районов в первом полугодии 2015 года изучено 3446 проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, составлено 414 отрицательных заключений (в аналогичном периоде прошлого года изучено 3540 проектов, составлено 545 отрицательных заключений).
Из указанного количества отрицательных заключений 331 содержат выводы о противоречии проекта муниципального нормативного правового акта (или его части) федеральному законодательству (в первом полугодии 2014 года - 397).
157 отрицательных заключений направлено прокурорами в представительные органы местного самоуправления, 257 - в исполнительно-распорядительные.
Из 331 заключения с указанием на нарушение норм федерального законодательства 141 составлено на проекты актов представительных органов местного самоуправления, 190 - на проекты актов исполнительно-распорядительных органов.
В качестве примеров можно указать следующие заключения.
Островским межрайонным прокурором в феврале 2015 года дано отрицательное заключение на проект решения Собрания депутатов сельского поселения «Городищенская волость» «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Городищенская волость».
Подпунктом 15 статьи 22 указанного проекта предлагалось к полномочиям Собрания депутатов поселения отнести принятие решения о выпуске лотерей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» организатором лотереи является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи, а не орган местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
При принятии изменений в устав муниципального образования отрицательное заключение прокуратуры учтено.
В январе текущего года прокуратурой года Великие Луки составлено отрицательное заключение на проект постановления Администрации города Великие Луки «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам» (далее - Проект).
В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должен определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, а также порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Между тем в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации Проектом соответствующие процедуры определены не были.
Той позиции, что нормативный правовой акт, регулирующий порядок предоставления субсидии в рамках статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не отвечающий всем требованиям, содержащимся в указанной статье, противоречит требованиям федерального законодательства, придерживается и Верховный Суд Российской Федерации.
Так, определением Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2014 № 26-АПГ14-13 оставлено без изменения решение Верховного Суда Республики Ингушетия, которым в том числе и по причине отсутствия порядка возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, признано незаконным постановление Правительства Республики Ингушетия от 05.11.2011 № 360, регулирующее порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Отрицательное заключение прокуратуры учтено при принятии нормативного правового акта.
Без учета заключений прокуроров, содержащих выводы о наличии в муниципальных нормативных правовых актах противоречий федеральному законодательству, принято 3 муниципальных нормативных правовых акта, один из них уже опротестован, в отношении двух остальных готовятся меры реагирования.
В качестве примеров эффективности принятия мер прокурорского реагирования можно привести следующий.
Прокуратурой Пыталовского района оспорен Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденный постановлением Администрации Пыталовского района от 10.07.2012 № 426.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.
Согласно части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Псковским областным Собранием депутатов принят Закон Псковской области от 10.07.2006 № 566-ОЗ «О порядке ведения учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также о порядке определения общей площади предоставляемого жилого помещения и установлении периода, предшествующего предоставлению жилого помещения по договору социального найма, в случаях, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации».
Пунктом 3 статьи 3 названного Закона области (в редакции Закона Псковской области от 05.12.2014 № 1458-ОЗ) установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых малоимущим гражданином для принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Между тем пункт 1.6.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением Администрации Пыталовского района от 10.07.2012 № 426, содержал требование о предоставлении малоимущими гражданами для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях документов, не предусмотренных указанным выше Законом области - выписки из технического паспорта занимаемого жилого помещения, выданной органом, осуществляющим техническую инвентаризацию, а также документа органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающего наличие или отсутствие у заявителя и всех членов его семьи жилых помещений на праве собственности на территории Псковской области, содержащего сведения о сделках, совершенных заявителем и членами его семьи с жилыми помещениями за последние пять лет.
С целью приведения муниципального нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства 09.02.2015 прокуратурой района в адрес Главы района направлен протест, который рассмотрен и удовлетворен, Административный регламент приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В первом полугодии 2015 года в органы местного самоуправления прокурорами внесено 22 представления в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества (в аналогичном периоде прошлого года - 50 представлений).
По результатам рассмотрения таких представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 5 должностных лиц органов местного самоуправления (в первом полугодии 2014 года - 28).
Как правило, основанием для внесения представления служило непредставление органом местного самоуправления в прокуратуру проекта нормативного правового акта в целях проведения анализа на предмет наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов, последующее принятие такого нормативного правового акта и выявление в нем прокуратурой коррупциогенных факторов.
Например, прокуратурой Гдовского района при проведении проверки полноты и своевременности представления органами местного самоуправления городского поселения «Гдов» проектов нормативных правовых актов в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы, установлено, что администрацией городского поселения в прокуратуру района не представлены проекты ряда принятых в конце 2014 года нормативных правовых актов, в которых впоследствии прокуратурой района были выявлены коррупциогенные факторы.
Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), одним из которых является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Статьей 3 названного Федерального закона к субъектам такой экспертизы отнесены органы прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Решения Собрания депутатов городского поселения «Гдов» от 15.12.2009 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативный правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Гдов» в целях своевременного осуществления органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления такие проекты направляются в прокуратуру Гдовского района за 5 дней до даты их принятия.
По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес главы городского поселения «Гдов» 31.03.2015 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, муниципальному служащему, ответственному за направление проектов нормативных правовых актов в прокуратуру района, объявлено замечание.
Кроме того, в первом полугодии текущего года основанием для внесения представлений служило непроведение муниципальными служащими антикоррупцонной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, длительное неисполнение органами местного самоуправления полномочий по нормативному правовому регулированию общественных правоотношений (например, представления вносились в связи с отсутствием муниципальных нормативных правовых актов, определяющих границы прилегающих территорий к организациям и (или) объектам, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, неутвеждением схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности).
СписокВерсия для печати
город Псков город Великие Луки Гдовский район Плюсский район Струго-Красненский район Псковский район Порховский район Печорский район Палкинский район Дновский район Дедовичский район Бежаницкий район Локнянский район Великолукский район Куньинский район Усвятский район Невельский район Новосокольнический район Пустошкинский район Себежский район Опочецкий район Красногородский район Пушкиногорский район Новоржевский район Пыталовский район Островский район
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Скорая юридическая помощь
© 2007 - 2010 Прокуратура Псковской области
Все права защищены
Официальный сайт Псковской области
Plum Square Software