Прокуратура Псковской области
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области
Соколова Наталия Викторовна
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, 23
Телефон:(8112)72-42-02
Факс:(8112)72-42-03
Е-mail:pskov@rfdeti.ru
Прием граждан:осуществляется по предварительной записи каждый первый и третий четверг месяца по адресу: Псков, Советская, 20, 3 этаж, каб. 29
Биография

Родилась 6 июля 1975 года в поселке Мышкино Ярославской области.

В 1997 году закончила исторический факультет Псковского государственного педагогического института по специальности учитель истории и социально-политических дисциплин. В 1998 году получила диплом "практического психолога".

С 1997 по 2003 год работала учителем истории и обществознания в МОУ "Лицей "Развитие". В 2003 году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года", представляла Псковскую область в финале конкурса в Москве.

По итогам конкурса перешла на работу в Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, где в течение двух лет занималась методической подготовкой учителей к конкурсам педагогического мастерства, по совместительству работая учителем истории и обществознания в Псковской лингвистической гимназии и Псковском техническом лицее.

В 2006 году участвовала в организации работы молодежных общественных организаций "Первый рубеж" и "Молодая гвардия Единой России", являлась помощником заместителя Губернатора по молодежной политике.

В 2006 - 2008 гг. возглавляла Региональный штаб Молодой Гвардии, реализовывала федеральные и региональные молодежные проекты на территории Псковской области.

На муниципальных выборах 2007 года избрана депутатом Псковской городской Думы, являлась председателем Комитета по молодежной политике и общественным организациям (на общественных началах).

В этот же период работала заместителем Руководителя Псковского регионального исполкома ВПП "Единая Россия" по АПР.

Сент.2008 - февраль 2009 - помощник члена Совета Федерации А.А. Турчака по Псковской области.

С мая 2009 года по апрель 2015 - заместитель Главы города Пскова.

Депутат Псковской городской Думы 4 и 5 созывов, в 5 созыве - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансовому контролю.

В 2010 году прошла переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат" в Российской академии государственной службы (г.Москва)

В 2011 году закончила аспирантуру по специальности "Политология" в РАГС (г. Москва). Имеет научные публикации по проблемам развития местного самоуправления в России. Принимает активное участие в деятельности различных общественных организаций: "Союз женщинРоссии", "Красная гвоздика"и др.

Постоянный участник волонтерских и добровольческих акций.

28.04.2015 года Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 1122 Соколова Н.В. назначена Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области.

Отправить обращение
Фамилия Имя Отчество *
Телефон *
Обращение *
Защитный код *
Сообщение успешно отправлено
Сообщение успешно отправлено
 
Новости и событияДоклады и публикации
Уполномоченный по правам человека в Псковской области
Шахов Дмитрий Владимирович
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, д.23
Телефон:(8112) 72-79-05, 72-09-05 (приемная)
Е-mail:pskovombudsman@yandex.ru
Прием граждан:



Биография

            Уполномоченный по правам человека  в Псковской области Шахов Дмитрий Владимирович родился 26 марта 1968 года.  Образование высшее юридическое и экономическое, окончил Государственную Академию Управления(1992) и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ(2000).  Курсы повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в Российском государственном гуманитарном университете (2011).

            Кандидат юридических наук (конституционное право), доцент юридического факультета Псковского Государственного Университета.

            Семейное положение. Женат, двое детей.

            1990-1993 народный депутат Моссовета, заместитель председателя бюджетной -финансовой комиссии, член комиссии по социальной политике.

            1993-1995 помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания  РФ.

            1996-2009 заместитель губернатора области, руководитель Аппарата Администрации Псковской области, советник губернатора, заместитель руководителя Аппарата Администрации, представитель губернатора Псковской области  и Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов.

            2010-2015 Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области,  заместитель Председателя Координационного Совета уполномоченных по правам ребенка в СЗФО.

            2015 - по н. вр. Уполномоченный по правам человека в Псковской области.

      Указом Президента РФ В.В. Путина в 2004 году награжден орденом Дружбы,  имеет почетные грамоты Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, Избирательной комиссии области, ведомственные  медали, благодарности министерств и ведомств Российской Федерации.

      С 2004 по 2008 член Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса от Президента РФ               В.В. Путина.

      В период работы в системе органов исполнительной власти Псковской области в должности заместителя губернатора, руководителя аппарата Администрации Псковской области, к компетенции были отнесены следующие сферы ведения: правовое и законодательное обеспечение, вопросы защиты прав и свобод граждан, представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном Суде РФ, организационное и материально-техническое обеспечение, государственная служба и контрольные полномочия, полномочный представитель Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов, международное сотрудничество, мировые суды и органы юстиции: адвокатура, нотариат, загс, государственная тайна и защита информации.

      В период службы в Администрации Псковской области замещал следующие должности:

- председатель комиссии по вопросам помилования на территории Псковской области,

- председатель комиссии Псковской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий,

-  член Совета по вопросам кадровой и наградной политики, а также вопросам государственной службы при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО,

- член Совета по защите информации и государственной тайне при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО

- член Квалификационной коллегии при Адвокатской палате Псковской области.

         Общественная деятельность.

    эксперт  Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

    член Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации. 2004 - по н.вр. председатель Федерации шахмат Псковской области, спортивный судья по шахматам всероссийской категории, председатель Контрольно-дисциплинарной комиссии РШФ.

 
Новости и события
12.4.2013
1.3.2013
16.8.2012
4.6.2012
16.4.2012
12.12.2011
28.10.2011
5.9.2011
25.4.2011
28.2.2011
9.2.2011
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области
Мурылев Аркадий Анатольевич
Телефон:(8112) 72-42-13
Факс:(8112) 72-42-12
Е-mail:pskov@ombudsmanbiz.ru
Прием граждан:


Биография

Родился 31 января 1976 года

Образование:

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики

- специальность «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)».

Трудовая деятельность:

1994 - 1995  -  частный предприниматель.

1995 - 1996  -  служба в рядах Российской Армии,  войска ПВО, старшина запаса.

1997 -  водитель МП «Водоканал».

1997 - 2000  - оператор выпуска эфира ЗАО «Импульс-ТВ».

2002 - 2003 -  помощник депутата Государственной Думы Никитина В.С. на общественных началах.

2003 - 2005  -  общественная работа в КПРФ.

2005 - 2015 -  индивидуальный предприниматель.

2009 - 2011 -  коммерческий директор ООО «Элитон».

2011-2015 - генеральный директор ООО «МедиаПроспект Луки».

2014-2015 - генеральный директор ООО «Иммунитет»

Общественно-политическая деятельность:

Март 2007 - декабрь 2011 - депутат Псковского областного Собрания депутатов четвёртого созыва, избран по единому избирательному округу от Псковского областного отделения КПРФ. Член комитета по труду и социальной политике.

Член Координационного Совета «Национального Собрания молодых депутатов».

С 4 декабря 2011 - май 2015 - депутат Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва, избран по одномандатному избирательному округу № 7 (город Великие Луки). Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике. Заместитель председателя постоянной комиссии областного Собрания депутатов по противодействию коррупции.

Президент Псковской областной общественной организации «Федерация смешанного боевого единоборства - ММА».

Партийная принадлежность - член КПРФ.

Награжден Почетной грамотой Псковского областного Собрания депутатов.

28 апреля 2015 года - по результатам тайного голосования назначен Псковским областным Собранием депутатов на государственную должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области сроком на пять лет.

 

 
Веб-сайтНовости и события
Новости
Руководство
Структура
Документы
Правовое просвещение
Информация для органов местного самоуправления
Состояние законности муниципальных правовых актовИсполнение органами местного самоуправления законодательстваПрокурор разъясняет
Статьи и аналитика
Статистика
Печатное издание
70 лет победе в Великой Отечественной войне
История
Прокуроры Псковской области
К сведению СМИ
Прием граждан
Вопросы и ответы
Правовые памятки
Противодействие коррупции
Борьба с экстремизмом
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Вакансии
Госзакупки
Полезные ссылки
Контакты

Псков, ул. Плехановский посад, д.6
Телефон: (8112) 69-83-10, 69-83-34

Телефон дежурного прокурора: (8112) 69-83-79
Факс: (8112) 69-83-11, 69-83-14
Схема проезда

Официальный интернет-портал правовой информации

Состояние законности нормативных правовых актов органов местного самоуправления в 2013 году.

06 ноября 2015
В 2013 году органами прокуратуры Псковской области выявлено и оспорено 1188 незаконных нормативных правовых актов органов местного самоуправленияв.
Наибольшее количество оспоренных муниципальных нормативных правовых актов приходится на сферу бюджетных и налоговых отношений (22%), сферу местного самоуправления (16%), а также на сферу хозяйственной и экономической деятельности (10%).
В отношении 1168 правовых актов избрана такая форма прокурорского реагирования, как протест, в отношении 13 - представление, еще по 7 правовым актам направлены заявления в суды (после неудовлетворения протестов или представлений).
Прокурорами опротестованы незаконные положения 116 уставов муниципальных образований.
Реализуя предоставленное право правотворческой инициативы прокурорами в 2013 году разработано и внесено в органы местного самоуправления 764 проекта муниципальных НПА, кроме того, в органы местного самоуправления направлено 2 модельных проекта (в 2012 году - 604 проекта и 5 модельных проектов).
Такая эффективная работа прокуроров объясняется, среди прочих причин, тем, что прокурорами при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов используются специализированные компьютерные программы.
Так, разработанная ЗАО «Информационная компания «Кодекс» информационно-правовая система «КОДЕКС» не только содержит поисковую систему, включающую в себя все нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления на территории Псковской области. В его структуру также включена Автоматизированная информационная система «Правовой анализ нормативных правовых актов органов государственной власти Псковской области и местного самоуправления», содержащая результаты предварительного машинного анализа региональных и муниципальных нормативных правовых актов на предмет их соответствия изменениям в федеральном законодательстве, а также результаты предварительного юридического анализа действующих нормативных правовых актов органов государственной власти Псковской области и органов местного самоуправления на предмет выявления в них противоречий всем федеральным нормативным правовым актам, коррупциогенных факторов и пробелов в правовом регулировании.
Результаты анализа, проведенного подпрограммой, доступны всем горрайпрокурорам и активно ими используются.
Например, в отчетном периоде прокурорами проведено с использованием названной подпрограммы 3349 сверок соответствия муниципальных нормативных правовых актов федеральному законодательству в связи с его изменением (всего же в целом проведено 3357 сверок). По их результатам прокурорами выявлено 628 муниципальных нормативных правовых актов, нуждающихся в приведении в соответствие с федеральным законодательством, а также 184 пробела в правовом регулировании.
В целях приведения муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с требованиями федерального законодательства прокурорами принесено 520 протестов, разработано 85 проектов муниципальных нормативных правовых актов.
Для устранения пробелов в правовом регулировании, выявленных с помощью подпрограммы, прокурорами в органы местного самоуправления внесено 11 представлений, направлено 47 информационных писем, в порядке правотворческой инициативы в органы местного самоуправления внесено 112 проектов муниципальных нормативных правовых актов.
В отчетный период органами местного самоуправления Псковской области принято 5023 нормативных правовых акта, из них 2714 - представительными органами и 2309 - исполнительно-распорядительными.
Из 1188 оспоренных муниципальных нормативных правовых актов 694 принято представительными органами местного самоуправления, 411 - исполнительно-распорядительными органами муниципальных районов (городских округов), в том числе главой района (мэром города), если тот возглавляет администрацию муниципального образования, 81 - главами сельских поселений, 2 - иными лицами.
259 из оспоренных муниципальных нормативных правовых актов регулируют отношения в сфере бюджетных и налоговых отношений. В качестве характерного примера нарушений федерального законодательства можно привести следующий.
Прокуратурой города Великие Луки установлено, что отдельные нормы Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании «Город Великие Луки», утвержденного решением Великолукской городской Думы от 29.04.2008 № 35 (далее - Положение) вступили в противоречие с Бюджетным кодексом Российской Федерации в связи с внесением в него изменений Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса».
Состав ведомственной структуры расходов бюджета муниципального образования «Город Великие Луки», установленный пунктом 7 статьи 18 Положения, противоречил требованиям к составу ведомственной структуры расходов бюджета, утвержденному абзацем первым пункта 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение пункта 3 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации абзацем вторым пункта 2 статьи 37 Положения было установлено, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности подлежат утверждению раздельно по виду расходов, а не по каждому объекту муниципальной собственности.
Кроме того, согласно абзацу третьему статьи 89 Положения исполнение бюджета города по доходам предусматривало лишь возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
Вместе с тем абзацем третьим статьи 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение бюджетов по доходам включает в себя не только все указанное выше, но и перечисление излишне распределенных денежных средств.
На основании изложенного 29.07.2013 прокуратурой города на Положение принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен. Опротестованное Положение признано утратившим силу.
В сфере местного самоуправления оспорено 189 муниципальных НПА.
В качестве примера можно привести нижеследующий.
Прокуратурой города Пскова выявлено противоречие федеральному законодательству в уставе муниципального образования «Город Псков».
Так, статьей 29 устава названного муниципального образования предусмотрен перечень оснований досрочного прекращения полномочий Главы города Пскова.
Указанный перечень сужен по отношению к перечню оснований досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования, закрепленному в статье 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Так, статья 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ дополнена Федеральным законом от 07.05.2013 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» таким основанием для удаления главы городского округа в отставку, как утрата доверия Президента Российской Федерации в связи с:
- несоблюдением главой городского округа, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета, установленного Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
- установлением в отношении избранного на муниципальных выборах главы городского округа факта открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами в период, когда указанное лицо было зарегистрировано в качестве кандидата на выборах главы городского округа.
Таким образом, статья 29 Устава муниципального образования «Город Псков» в нарушение пункта 7 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которому в уставе муниципального образования должен быть отражен перечень оснований для удаления главы муниципального образования в отставку, предусматривала лишь некоторые основания для удаления главы городского округа в отставку из числа оснований, установленных названным Федеральным законом.
31.07.2013 прокуратурой города на устав муниципального образования «Город Псков» принесен протест. Протест прокуратуры удовлетворен, устав приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В сфере хозяйственной и экономической деятельности выявлен и оспорен 121 незаконный нормативный правовой акт, противоречащий федеральному законодательству.
Например, прокуратурой Бежаницкого района выявлено противоречие требованиям федерального законодательства в Положении о порядке и условиях командирования муниципальных служащих Администрации сельского поселения «Чихачевская волость», утвержденном решением Собрания депутатов названного муниципального образования от 05.10.2007 № 30 (далее - Положение).
Пунктами 11, 25 Положения было предусмотрено, что страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте относится к расходам по проезду к месту командирования и обратно, а его размер возмещается муниципальному служащему в полном объеме, что незаконно.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовую основу муниципальной службы в Российской Федерации составляют также и законы субъектов Российской Федерации, а кроме того, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства.
Согласно части 3 статьи 28 Закона Псковской области от 30.07.2007 № 700-ОЗ «Об организации муниципальной службы в Псковской области» расходы, связанные со служебными командировками, возмещаются муниципальному служащему в соответствии с трудовым законодательством.
В соответствии со статьей 166 Трудового кодекса РФ особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 411 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте исключен из структуры расходов по проезду к месту командировки на территории Российской Федерации и обратно к месту постоянной работы.
Таким образом, страховой взнос не является командировочным расходом и не подлежит возмещению.
Прокуратурой района на незаконный нормативный правовой акт 31.07.2013 принесен протест. Протест прокуратуры удовлетворен, Положение приведено в соответствие с требованиями федерального законодательства решением Собрания депутатов сельского поселения «Чихачевская волость» «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке и условиях командирования муниципальных служащих администрации сельского поселения «Чихачевская волость».
К типичными нарушениям федерального законодательства при осуществлении органами местного самоуправления правового регулирования можно отнести определение прав и обязанностей граждан, процедуры совершения юридически значимых действий, отличных от установленных федеральными нормативными правовыми актами.
Указанное могло привести к принятию органами местного самоуправления, опирающимися на собственные незаконные акты, властных решений, противоречащих требованиям федерального законодательства.
Основными причинами выявляемых в НПА и их проектах нарушений федерального законодательства в анализируемый период является несоблюдение органами местного самоуправления своей компетенции, несвоевременное приведение муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством в связи с его динамичным изменением.
В отчетном периоде прокурорами выявлялись следующие наиболее распространенные пробелы в правовом регулировании на местном уровне:
- пробелы в области градостроительной деятельности. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации.
Вместе с тем органами местного самоуправления ряда муниципальных образований на территории Псковской области порядка проведения такого осмотра принято не было, в связи с чем отдельными прокурорами был разработан и внесен в органы местного самоуправления в качестве правотворческой инициативы проект муниципального нормативного правового акта, регулирующего осуществление приведенной выше процедуры.
- В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лица, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Такие сведения представляются в порядке, определяемом также и муниципальными нормативными правовыми актами.
Вместе с тем соответствующие нормативные правовые акты были приняты не во всех муниципальных образованиях Псковской области, что повлекло необходимость разработки и внесения в органы местного самоуправления соответствующих проектов органами прокуратуры.
- пробелы в области реализации органами местного самоуправления вопросов местного значения. В связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.10.2013 № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений» к вопросам местного значения муниципальных образований, перечисленным в статьях 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и подлежащим обязательному закреплению в уставах муниципальных образований, было отнесено принятие мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия, поддержку, сохранение и развитие языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории муниципальных образований, социальную и культурную адаптацию мигрантов, реализацию прав национальных меньшинств, профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов, горрайпрокурорами разрабатывались и вносились в органы местного самоуправления проекты изменений в уставы муниципальных образований, которыми уставы приводились в соответствие с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Иные пробелы, выявленные прокурорами в истекшем году, массового характера не носили.
Всего горрайпрокурорами в отчетном периоде подготовлено и направлено в органы местного самоуправления 764 проекта муниципальных нормативных правовых актов и 2 модельных проекта (482 из них уже принято).
Кроме того, в связи с необходимостью принятия или приведения в соответствие с изменениями федерального законодательства нормативных правовых актов прокурорами принята 191 мера реагирования (представления и информационные письма).
Случаев длительного неисполнения органами местного самоуправления вступивших в законную силу судебных постановлений о признании противоречащими федеральному законодательству муниципальных НПА в отчетном периоде не выявлено.
Прокурорами городов и районов в 2013 году изучен 5221 проект муниципальных нормативных правовых актов, на 659 из них составлены отрицательные заключения по причине выявления в проектах незаконных норм, коррупциогенных факторов либо нарушений правил юридической техники (в 2012 году - соответственно 4130 и 635).
Из указанного количества отрицательных заключений на проекты нормативных правовых актов 443 составлены по причине выявления в проектах нормативных правовых актов незаконных норм (в 2012 году - 415).
Из 443 заключений о наличии в проектах незаконных норм 186 составлено на проекты актов представительных органов местного самоуправления, 257 - на проекты актов исполнительно-распорядительных органов.
В качестве примеров можно указать следующие заключения.
Прокуратурой Гдовского района 04.09.2013 изучен проект постановления Администрации Гдовского района «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Гдовского района».
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Частью 2 статьи 17 названного Федерального закона, пунктом 5 статьи 21 Закона Псковской области от 30.07.2007 № 700-ОЗ «Об организации муниципальной службы в Псковской области» установлено, что порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, а не исполнительно-распорядительным органом.
В связи с изложенным прокуратурой района в адрес Главы Администрации Гдовского района 04.09.2013 направлено отрицательное заключение на названный проект нормативного правового акта.
Заключение прокуратуры учтено и 07.11.2013 Собранием депутатов Гдовского района принято решение № 107 «Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в Администрации Гдовского района».
Прокуратурой Опочецкого района изучен проект постановления Администрации сельского поселения «Макушинская волость» «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача выписок из похозяйственных книг» (далее - Проект).
Разделом V Проекта был установлен 30-дневный срок рассмотрения жалоб на действия (бездействия) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления муниципальной услуги, с момента их регистрации.
Вместе с тем согласно части 6 статьи 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» жалоба, поступившая в орган, предоставляющий муниципальную услугу, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
В связи с изложенным прокуратурой района в адрес главы поселения направлено отрицательное заключение, которое учтено при принятии проекта.
Прокуратурой Печорского района при изучении проекта решения Собрания депутатов Печорского района «Об утверждении Положения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений Печорского района» установлено, что он противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 13, пункту 3 части 1.1 статьи 14, пункту 3 части 5 статьи 18, пункту 3 части 1 статьи 19.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» принятие решений о создании бюджетных или казенных учреждений, утверждение уставов таких учреждений и внесение в них изменений, принятие решений о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных и казенных учреждений, изменение типа этих учреждений и принятие решений об их ликвидации осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
Порядок создания автономного учреждения регулируется главой 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», а порядок реорганизации и ликвидации таких учреждений согласно части 1 статьи 18, части 1 статьи 19 названного Федерального закона устанавливается федеральными нормативными правовыми актами.
В силу части 15 статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» принятие решения о ликвидации и проведение ликвидации автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Таким образом, порядок создания муниципальных учреждений должен устанавливаться актом местной администрации муниципального образования, а не актом представительного органа муниципального образования.
Заключения прокуратуры учтено, проект не принят.
В качестве примера эффективности принятия мер прокурорского реагирования (восстановление законных интересов граждан) можно привести следующий.
Прокуратурой Палкинского района оспорены отдельные положения муниципального нормативного правового акта, устанавливающего размер родительской платы за содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях.
В связи со вступлением в силу с 01.09.2013 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прокуратурой Палкинского района проведена сверка соответствия муниципальных нормативных правовых актов указанному Федеральному закону.
В ходе сверки установлено, что согласно части 3 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей), и ее размер, если иное не установлено названным Федеральным законом.
При этом согласно части 3 приведенной статьи за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.
Указанные выше правоотношения на территории Палкинского района регулировались постановлением Администрации Палкинского района от 28.03.2013 № 183 «О размере родительской платы за содержание детей в образовательных учреждениях района».
Пунктом 1 названного постановления было определено, что родительская плата взимается с родителей всех детей, посещающих образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, чем нарушались требования части 3 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
С целью приведения муниципального нормативного правового акта в соответствие с требованиями федерального законодательства 17.09.2013 прокуратурой района в адрес Главы Администрации района принесен протест, который рассмотрен и удовлетворен, незаконный нормативный правовой акт приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства.
В 2013 году в органы местного самоуправления прокурорами внесено 70 представлений в целях устранения причин и условий, способствующих нарушениям законодательства в сфере нормотворчества, в том числе причин принятия нормативных правовых актов содержащих коррупциогенные факторы (в 2012 году - 111).
По результатам рассмотрения таких представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 33 должностных лица органов местного самоуправления (в АППГ - 51).
Как правило, основанием для внесения представления служило непредставление органом местного самоуправления в прокуратуру проекта нормативного правового акта в целях проведения анализа на предмет наличия либо отсутствия в нем коррупциогенных факторов, последующее принятие такого нормативного правового акта и выявление в нем прокуратурой коррупциогенных факторов.
Например, прокуратурой Струго-Красненского района при проведении проверки полноты и своевременности представления органами местного самоуправления сельского поселения «Новосельская волость» проектов нормативных правовых актов в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы, установлено, что администрацией сельского поселения в истекшем периоде 2013 года не представлены проекты ряда принятых в текущем году нормативных правовых актов.
Статьей 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» определены основные принципы организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), одним из которых является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Статьей 3 названного Федерального закона к субъектам такой экспертизы отнесены органы прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования «Новосельская волость» и их проектов, утвержденного решении Собрания депутатов сельского поселения «Новосельская волость» от 26.02.2010 № 153, с целью осуществления прокуратурой района возложенных федеральным законодательством полномочий в рассматриваемой сфере, проекты нормативных правовых актов направляются в прокуратуру района не позднее, чем за 10 дней до предполагаемой даты рассмотрения проектов уполномоченным органом.
По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес главы поселения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, муниципальному служащему, ответственному за направление проектов нормативных правовых актов в прокуратуру района, объявлено замечание.
Аналогичные представления внесены прокурором главам сельских поселения «Хрединская волость» и «Марьинская волость».
СписокВерсия для печати
город Псков город Великие Луки Гдовский район Плюсский район Струго-Красненский район Псковский район Порховский район Печорский район Палкинский район Дновский район Дедовичский район Бежаницкий район Локнянский район Великолукский район Куньинский район Усвятский район Невельский район Новосокольнический район Пустошкинский район Себежский район Опочецкий район Красногородский район Пушкиногорский район Новоржевский район Пыталовский район Островский район
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Скорая юридическая помощь
© 2007 - 2010 Прокуратура Псковской области
Все права защищены
Официальный сайт Псковской области
Plum Square Software