Прокуратура Псковской области
Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области
Соколова Наталия Викторовна
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, 23
Телефон:(8112)72-42-02
Факс:(8112)72-42-03
Е-mail:pskov@rfdeti.ru
Прием граждан:осуществляется по предварительной записи каждый первый и третий четверг месяца по адресу: Псков, Советская, 20, 3 этаж, каб. 29
Биография

Родилась 6 июля 1975 года в поселке Мышкино Ярославской области.

В 1997 году закончила исторический факультет Псковского государственного педагогического института по специальности учитель истории и социально-политических дисциплин. В 1998 году получила диплом "практического психолога".

С 1997 по 2003 год работала учителем истории и обществознания в МОУ "Лицей "Развитие". В 2003 году стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса "Учитель года", представляла Псковскую область в финале конкурса в Москве.

По итогам конкурса перешла на работу в Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, где в течение двух лет занималась методической подготовкой учителей к конкурсам педагогического мастерства, по совместительству работая учителем истории и обществознания в Псковской лингвистической гимназии и Псковском техническом лицее.

В 2006 году участвовала в организации работы молодежных общественных организаций "Первый рубеж" и "Молодая гвардия Единой России", являлась помощником заместителя Губернатора по молодежной политике.

В 2006 - 2008 гг. возглавляла Региональный штаб Молодой Гвардии, реализовывала федеральные и региональные молодежные проекты на территории Псковской области.

На муниципальных выборах 2007 года избрана депутатом Псковской городской Думы, являлась председателем Комитета по молодежной политике и общественным организациям (на общественных началах).

В этот же период работала заместителем Руководителя Псковского регионального исполкома ВПП "Единая Россия" по АПР.

Сент.2008 - февраль 2009 - помощник члена Совета Федерации А.А. Турчака по Псковской области.

С мая 2009 года по апрель 2015 - заместитель Главы города Пскова.

Депутат Псковской городской Думы 4 и 5 созывов, в 5 созыве - председатель Комитета по бюджету, налогам и финансовому контролю.

В 2010 году прошла переподготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление, ориентированное на результат" в Российской академии государственной службы (г.Москва)

В 2011 году закончила аспирантуру по специальности "Политология" в РАГС (г. Москва). Имеет научные публикации по проблемам развития местного самоуправления в России. Принимает активное участие в деятельности различных общественных организаций: "Союз женщинРоссии", "Красная гвоздика"и др.

Постоянный участник волонтерских и добровольческих акций.

28.04.2015 года Постановлением Псковского областного Собрания депутатов № 1122 Соколова Н.В. назначена Уполномоченным по правам ребенка в Псковской области.

Отправить обращение
Фамилия Имя Отчество *
Телефон *
Обращение *
Защитный код *
Сообщение успешно отправлено
Сообщение успешно отправлено
 
Новости и событияДоклады и публикации
Уполномоченный по правам человека в Псковской области
Шахов Дмитрий Владимирович
Адрес:180001, Псков, ул. Некрасова, д.23
Телефон:(8112) 72-79-05, 72-09-05 (приемная)
Е-mail:pskovombudsman@yandex.ru
Прием граждан:



Биография

            Уполномоченный по правам человека  в Псковской области Шахов Дмитрий Владимирович родился 26 марта 1968 года.  Образование высшее юридическое и экономическое, окончил Государственную Академию Управления(1992) и Российскую академию государственной службы при Президенте РФ(2000).  Курсы повышения квалификации уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ в Российском государственном гуманитарном университете (2011).

            Кандидат юридических наук (конституционное право), доцент юридического факультета Псковского Государственного Университета.

            Семейное положение. Женат, двое детей.

            1990-1993 народный депутат Моссовета, заместитель председателя бюджетной -финансовой комиссии, член комиссии по социальной политике.

            1993-1995 помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания  РФ.

            1996-2009 заместитель губернатора области, руководитель Аппарата Администрации Псковской области, советник губернатора, заместитель руководителя Аппарата Администрации, представитель губернатора Псковской области  и Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов.

            2010-2015 Уполномоченный по правам ребенка в Псковской области,  заместитель Председателя Координационного Совета уполномоченных по правам ребенка в СЗФО.

            2015 - по н. вр. Уполномоченный по правам человека в Псковской области.

      Указом Президента РФ В.В. Путина в 2004 году награжден орденом Дружбы,  имеет почетные грамоты Псковского областного Собрания депутатов, Администрации Псковской области, Избирательной комиссии области, ведомственные  медали, благодарности министерств и ведомств Российской Федерации.

      С 2004 по 2008 член Избирательной комиссии Псковской области с правом совещательного голоса от Президента РФ               В.В. Путина.

      В период работы в системе органов исполнительной власти Псковской области в должности заместителя губернатора, руководителя аппарата Администрации Псковской области, к компетенции были отнесены следующие сферы ведения: правовое и законодательное обеспечение, вопросы защиты прав и свобод граждан, представительство в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и Конституционном Суде РФ, организационное и материально-техническое обеспечение, государственная служба и контрольные полномочия, полномочный представитель Администрации области в Псковском областном Собрании депутатов, международное сотрудничество, мировые суды и органы юстиции: адвокатура, нотариат, загс, государственная тайна и защита информации.

      В период службы в Администрации Псковской области замещал следующие должности:

- председатель комиссии по вопросам помилования на территории Псковской области,

- председатель комиссии Псковской области по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий,

-  член Совета по вопросам кадровой и наградной политики, а также вопросам государственной службы при полномочном представительстве Президента РФ в СЗФО,

- член Совета по защите информации и государственной тайне при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО

- член Квалификационной коллегии при Адвокатской палате Псковской области.

         Общественная деятельность.

    эксперт  Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации.

    член Наблюдательного Совета Российской шахматной федерации. 2004 - по н.вр. председатель Федерации шахмат Псковской области, спортивный судья по шахматам всероссийской категории, председатель Контрольно-дисциплинарной комиссии РШФ.

 
Новости и события
12.4.2013
1.3.2013
16.8.2012
4.6.2012
16.4.2012
12.12.2011
28.10.2011
5.9.2011
25.4.2011
28.2.2011
9.2.2011
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области
Мурылев Аркадий Анатольевич
Телефон:(8112) 72-42-13
Факс:(8112) 72-42-12
Е-mail:pskov@ombudsmanbiz.ru
Прием граждан:


Биография

Родился 31 января 1976 года

Образование:

Санкт - Петербургский университет сервиса и экономики

- специальность «экономика и управление на предприятии (в сфере сервиса)».

Трудовая деятельность:

1994 - 1995  -  частный предприниматель.

1995 - 1996  -  служба в рядах Российской Армии,  войска ПВО, старшина запаса.

1997 -  водитель МП «Водоканал».

1997 - 2000  - оператор выпуска эфира ЗАО «Импульс-ТВ».

2002 - 2003 -  помощник депутата Государственной Думы Никитина В.С. на общественных началах.

2003 - 2005  -  общественная работа в КПРФ.

2005 - 2015 -  индивидуальный предприниматель.

2009 - 2011 -  коммерческий директор ООО «Элитон».

2011-2015 - генеральный директор ООО «МедиаПроспект Луки».

2014-2015 - генеральный директор ООО «Иммунитет»

Общественно-политическая деятельность:

Март 2007 - декабрь 2011 - депутат Псковского областного Собрания депутатов четвёртого созыва, избран по единому избирательному округу от Псковского областного отделения КПРФ. Член комитета по труду и социальной политике.

Член Координационного Совета «Национального Собрания молодых депутатов».

С 4 декабря 2011 - май 2015 - депутат Псковского областного Собрания депутатов пятого созыва, избран по одномандатному избирательному округу № 7 (город Великие Луки). Заместитель председателя комитета по труду и социальной политике. Заместитель председателя постоянной комиссии областного Собрания депутатов по противодействию коррупции.

Президент Псковской областной общественной организации «Федерация смешанного боевого единоборства - ММА».

Партийная принадлежность - член КПРФ.

Награжден Почетной грамотой Псковского областного Собрания депутатов.

28 апреля 2015 года - по результатам тайного голосования назначен Псковским областным Собранием депутатов на государственную должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Псковской области сроком на пять лет.

 

 
Веб-сайтНовости и события
Новости
Руководство
Структура
Документы
Правовое просвещение
Информация для органов местного самоуправления
Статьи и аналитика
Статистика
Печатное издание
70 лет победе в Великой Отечественной войне
История
Прокуроры Псковской области
К сведению СМИ
Прием граждан
Вопросы и ответы
Правовые памятки
Противодействие коррупции
Борьба с экстремизмом
Прокурорский надзор за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Вакансии
Госзакупки
Полезные ссылки
Контакты

Псков, ул. Плехановский посад, д.6
Телефон: (8112) 69-83-10, 69-83-34

Телефон дежурного прокурора: (8112) 69-83-79
Факс: (8112) 69-83-11, 69-83-14
Схема проезда

Официальный интернет-портал правовой информации

Информационно-справочная брошюра прокуратуры Псковской области.

26 июля 2012

Права несовершеннолетних  и обязанности их родителей. защита прав детей

 

На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.11.2007 № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» прокуроры городов и районов, начальники отделов, старшие помощники прокурора области прокурорский надзор в данной сфере считают приоритетным направлением деятельности.

Согласно ст. 54 Семейного кодекса РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

В соответствии с возложенными обязанностями органами прокуратуры области постоянно совершенствуется указанное направление надзора таким образом, чтобы он обеспечивал реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение и предупреждение совершения ими преступлений и правонарушений.

Основные законодательные акты, которые регулируют права детей в Российской Федерации, это:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка.
  2. Конституция РФ.
  3. Семейный кодекс РФ.
  4. Трудовой кодекс РФ.
  5. Гражданский кодекс РФ.
  6. Гражданский процессуальный кодекс РФ.
  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  9. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»;
  10. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  11. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
  12. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ».

Основные направления прокурорского надзора за исполнением перечисленных законов о несовершеннолетних в настоящее время подразделяются на следующие:

         1. О семейных правах, в том числе на воспитание, общение с родственниками, защиту, а также имущество и жилище.

         2. Об образовании.

         3. О занятости и охране труда.

         4. О защите детей от негативного влияния информации.

         5. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних.

         Важно знать, что наличие какого-либо права всегда соответствует чьей-либо обязанности по его обеспечению.

Первыми защитниками прав детей являются их родители.

 

I. Семейные права ребенка.

 

1. В соответствии Семейным кодексом РФ каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно. Он вправе знать своих родителей, получать их заботу, совместно с ними проживать, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается государственными органами (органом опеки и попечительства).

Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Эти права не утрачиваются и в случае расторжения брака родителей, признания их брака недействительным или раздельного проживания.

Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением между ними.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, его возраст, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения им образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор по их требованию (одного из них) разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.

При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. В случае злостного невыполнения решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. К виновному родителю, не выполняющему решение суда, применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Попавший в экстремальную ситуацию ребенок (в случае задержания, ареста, заключения под стражу, нахождения в лечебном учреждении и др.) также вправе общаться со своими родителями и другими родственниками в установленном порядке.

2. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных семейным законодательством, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

В том числе ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обратиться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

Родители, не защищающие права своих детей, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В случае эмансипации (признания полной дееспособности до достижения 18-летнего возраста) лицо становится полностью взрослым и самостоятельно защищает свои права.

3. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

В ряде случаев, предусмотренных Семейным кодексом РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста десяти лет. Например, об усыновлении ребенка или назначении ему опекуна.

4. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

Разногласия в этом вопросе разрешаются органом опеки и попечительства.

Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери.

Разрешить родителям до достижения ребенком возраста четырнадцати лет изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя орган опеки и попечительства может только с его согласия (ст. 59 Семейного кодекса РФ).

5. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи.

Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

По требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, суд вправе вынести решение о перечислении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

6. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

Право ребенка на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством.

 

II. Основные обязанности и ответственность родителей.

 

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей родителей по воспитанию, содержанию, обучению детей родители несут административную ответственность в соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, и при этом не исполняющие или ненадлежаще выполняющие свои родительские обязанности, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из аналогичных организаций;

- злоупотребляют своими родительскими правами;

- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

- совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Семейного кодекса РФ), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом.

Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка.

Процедура восстановления в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.

Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.

Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено (статья 140 Семейного кодекса РФ).

Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).

Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации организации, в котором находится ребенок.

 

III. Реализация права несовершеннолетних на образование.

 

Согласно ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы получения образования детьми.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» с учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования.

Определяя ребенка в любое образовательное учреждение, родители прежде всего должны убедиться, что это учреждение ведет образовательную деятельность законно, т.е. имеет лицензию на право ее ведения и аккредитовано по соответствующим образовательным программам.

Родителям необходимо внимательно изучить содержание устава образовательного учреждения, где указываются сведения об учредителе, о порядке ведения образовательного процесса, правах и обязанностях, а также ответственности участников образовательного процесса, в том числе самого учреждения.

Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действуют единые федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, за исключением образовательных стандартов и требований, устанавливаемых Законом.

Однако следует иметь в виду, что согласно ст. 18 Закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы.

В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы включают в себя следующие:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту соответствующего образовательного учреждения, а также образовательным потребностям и запросам обучающихся, воспитанников, обеспечивать духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.

Основные профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

К основным профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры).

Если образование получено в неаккредитованном образовательном учреждении, в форме семейного образования и самообразования, дети имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа.

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

- на получение образования в соответствии с установленными образовательными стандартами и требованиями;

- на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам;

- на ускоренный курс обучения;

- на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

- на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

- на участие в управлении образовательным учреждением;

- на уважение своего человеческого достоинства;

- на свободу совести, информации;

- на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Порядок обучения по индивидуальным учебным планам, а также участия обучающихся в управлении образовательным учреждением регламентируется уставом образовательного учреждения.

Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

Обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитиях и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки.

Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах установленных образовательных стандартов и требований.

Обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.

В образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья органы, осуществляющие управление в сфере образования, создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Дети с ограниченными возможностями здоровья направляются в указанные образовательные учреждения органами, осуществляющими управление в сфере образования, только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии, Положение о которой утверждено Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования.

Для несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, администрацией мест содержания под стражей и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для самообразования.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Обучающиеся в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования имеют право создавать студенческие отряды, под которыми понимаются общественные учреждения или общественные организации и целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.

Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.

Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

Обучающиеся, воспитанники имеют право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого образовательного учреждения и успешном прохождении ими аттестации.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Материальное обеспечение надлежащих условий в период нахождения детей в образовательных учреждениях относится к задачам учредителей образовательных учреждений, а также бюджетам соответствующих уровней, поэтому недопустимы поборы с родителей на ремонт, покупку оборудования и другие хозяйственные нужды.

Пожертвования могут осуществляться родителями исключительно добровольно целевым взносом на расчетный счет образовательного учреждения.

Целевое расходование средств пожертвованных средств может быть проверено не только органами финансового контроля, но и самими родителями.

Учебная, а также внеучебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников.

Таким образом, в период обучения ребенок должен не только получить образование, но и сохранить, а также укрепить свое здоровье.

 

IV. Реализация права несовершеннолетних на труд.

 

Крайне важным является профессиональная самореализация ребенка, развитие его интереса к трудовой деятельности.

Именно поэтому родителям необходимо внимательно отнестись к первому трудовому опыту своего ребенка. Важно знать, какие имеются трудовые права у детей и обязанности работодателей по их реализации.

Результаты проверок исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности свидетельствуют от том, что наиболее неблагополучна обстановка на предприятиях среднего и малого предпринимательства.

Ряд работодателей не оформляют трудовые отношения с несовершеннолетними в установленном порядке, что существенным образом влияет не только на защищенность их трудовых прав, но и ограничивает продолжительность трудовой деятельности (стажа) для последующего пенсионного обеспечения.

Одной из целей государственной политики в области содействия занятости населения является, как заявлено в ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, к числу которых Закон относит и молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущую работу. В соответствии с п. 3 ст. 23 этого Закона РФ выпускники общеобразовательных учреждений и при этом не имеющие профессии (специальности) и впервые ищущие работу имеют  приоритетное право пройти профессиональную подготовку и переподготовку через орган занятости.

Кроме того, в силу ст. 19 Федерального закона от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы службы занятости входят в систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и в порядке, предусмотренном Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устройству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Ст. 11 Федерального закона №120-ФЗ относит к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав:

- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

- оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В силу п. 6 ст.19 Закона РФ «Об образовании» по согласию родителей (законных представителей) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.

Кроме того, п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, возлагается обязанность в месячный срок принять меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Таким образом, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, располагающие сведениями о фактах отсутствия у несовершеннолетних определенных занятий (в том числе в связи с отчислением из образовательного учреждения), должны содействовать их трудоустройству, принимать для этого конкретные меры и контролировать законность трудовой деятельности.

Органы занятости населения должны внимательно относиться к рассмотрению устных и письменных обращений граждан и организаций о содействии несовершеннолетним в трудовом устройстве, профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке; исполнять постановления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающие необходимость проведения указанной работы с конкретными несовершеннолетними.

Выявленные факты отказа в реализации указанных прав, непринятия должных мер по его реализации расцениваются как нарушение закона и являются основанием для принятия мер прокурорского реагирования.

Очень много нарушений законов допускается при приеме несовершеннолетних на работу.

Согласно ст. 272 Трудового кодекса РФ, особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.

При устройстве ребенка на работу важно изучить коллективные договоры или соглашения организации-работодателя, которые могут содержать обязанности работодателя по предоставлению несовершеннолетнему права на преимущественное трудоустройство.

В силу ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Статья 64 Трудового кодекса РФ запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.

Неправомерный отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд или в прокуратуру.

Защита права несовершеннолетнего в данном случае может быть осуществлена путем подачи заявления в суд прокурором в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Перечень документов, которые работодатель вправе потребовать при приеме на работу, установлен ст. 65 Трудового кодекса РФ. Не предусмотренные федеральным законодательством документы работодатель не вправе потребовать к предъявлению.

Работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Основанием возникновения трудовых правоотношений является трудовой договор, заключение которого является обязательным.

Ст. 67 Трудового кодекса устанавливает, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться его подписью на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ст. 68 Трудового кодекса РФ).

На основании ст. 69 Трудового кодекса РФ несовершеннолетние подлежат обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора. Согласно ст. 266 Трудового кодекса РФ этот осмотр проводится за счет средств работодателя.

В ч. 4 ст. 70 Трудового кодекса РФ законодатель перечисляет круг лиц, которым не может быть установлено испытание при приеме на работу. К ним относятся несовершеннолетние.

Ст. 265 Трудового кодекса РФ запрещает применение труда несовершеннолетних на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами), а также связанных с переноской и передвижением работниками в возрасте до 18 лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.02.2001 №163, а предельные нормы тяжестей - Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 № 7.

В процессе осуществления трудовой деятельности несовершеннолетними должны соблюдаться условия их труда, в особенности:

- об охране труда несовершеннолетних;

- об оплате труда несовершеннолетних.

Глава 42 Трудового кодекса РФ устанавливает ряд гарантий для несовершеннолетних, в том числе:

- ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью в 31 календарный день в удобное для них время (ст. 267 Трудового кодекса РФ);

- запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, которые в настоящее время утверждены постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252;

- нормы выработки устанавливаются исходя из общих норм выработки пропорционально установленной для этих работников сокращенной продолжительности рабочего времени. Для работников, поступающих на работу после окончания общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального профессионального образования, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором могут устанавливаться пониженные нормы выработки;

- при повременной оплате труда заработная плата работникам в возрасте до восемнадцати лет выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы. Работодатель может за счет собственных средств производить им доплаты до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы;

- труд несовершеннолетних работников, допущенных к сдельным работам, оплачивается по установленным сдельным расценкам. Работодатель может устанавливать им за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы.

Оплата труда несовершеннолетних работников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работодатель может устанавливать этим работникам доплаты к заработной плате за счет собственных средств.

Несовершеннолетним также должны обеспечиваться предусмотренные Трудовым кодексом РФ:

- перерывы для отдыха и питания (ст. 108);

- еженедельный непрерывный отдых продолжительностью не менее 42 часов (ст.110).

Несовершеннолетние имеют право на оплату их труда в установленные форме и сроки согласно ст. 136 ТК РФ, при этом:

а) заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором;

б) при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать несовершеннолетнего, как и других работников, о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате (форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов);

в) заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, а место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором;

г) оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала;

д) работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность (ст. 142 ТК РФ). Так, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ст. 236 ТК РФ).

 Охрана труда несовершеннолетних обеспечивается посредством установления и реализации соответствующих требований в локальных актах:

- коллективном договоре;

- правилах внутреннего трудового распорядка;

- инструкциях об охране труда;

- трудовом договоре.

Согласно ст. 225 Трудового кодекса РФ работник обязан проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда, порядок которых в настоящее время установлен постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29.

Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.

Сведения о проведении с несовершеннолетним соответствующих инструктажей должны отражаться в журнале инструктажей по охране труда. Порядок проведения указанных инструктажей и форма журнала регулируются ГОСТ 12.0.004-90 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», утвержденным и введенным в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11. 1990 № 2797.

Согласно ст.ст.213, 266 Трудового кодекса РФ несовершеннолетние работники до 18 лет должны проходить ежегодный медицинский осмотр за счет средств работодателя. Он проводится в сроки, устанавливаемые приказом работодателя, в котором указываются фамилии таких лиц. Этот приказ согласовывается с соответствующими лечебными учреждениями. Уклонение подростка до 18 лет от прохождения ежегодного медицинского осмотра является дисциплинарным проступком, за который администрация может наложить дисциплинарное взыскание за невыполнение ее распоряжения без уважительных причин.

При наличии противопоказаний к выполнению работы работодатель обязан перевести несовершеннолетнего с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ст. 73 Трудового кодекса РФ).

Если с несовершеннолетним на производстве произошел несчастный случай, он должен быть внимательно расследован (ст.ст. 227-231 Трудового кодекса РФ).

За нарушения требований охраны труда и иных требований трудового законодательства в отношении несовершеннолетних работодатель может быть привлечен в административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  Если нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью ребенка или его смерть, наступает уголовная ответственность по ст. 143 Уголовного кодекса РФ.

Работодатель должен соблюдать требования закона и при прекращении трудовых отношений с несовершеннолетним.

Незаконное увольнение несовершеннолетнего работника оспаривается в суде в соответствии со ст. 391 Трудового кодекса РФ на основании его заявления. При наличии соответствующего обращения данный иск может быть предъявлен прокурором в соответствии с положениями ст. 45 ГПК РФ.

Во всех случаях существенным является вопрос о выполнении работодателем требований ст. 140 Трудового кодекса РФ, согласно которой при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.

Нарушение указанных  требований является основанием для выплаты работодателем работнику неустойки за нарушение сроков выплаты расчета при увольнении (ст. 236 Трудового кодекса РФ).

Прокурор вправе предъявить исковое заявление о взыскании причитающихся уволенному несовершеннолетнему сумм невыплаченной зарплаты и неустойки.

 

V. Защита детей от негативного влияния информации.

 

Во время досуга дети часто становятся потребителями огромного объема информации, которая влияет на их развитие негативным образом.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации обязаны  принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

В силу статьи 14.1 этого же Федерального закона субъектам РФ предоставлены полномочия по установлению мер  по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

На территории Псковской области  в 2009 году реализованы предоставленные федеральным законодателем полномочия.

Принят Закон Псковской области от 04.12.2009 №920-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».

Закон предусмотрел комплекс мер по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Нахождение детей на объектах юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, на территории области не допускается.

Одновременно по инициативе прокуратуры области установлена административная ответственность родителей, а также юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за нарушение запретов и ограничений, предусмотренных вышеуказанным Законом области.

Реализация Закона области «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» должна повысить ответственность родителей за времяпрепровождение и воспитание своих детей, а также социальную ответственность владельцев мест развлечения и досуга, защитить детей от негативного влияния информации, которая становится доступной для них в местах развлечений и досуга, формирует культ праздного времяпрепровождения, склонность к вредным привычкам и другие негативные последствия.

Федеральным законом от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» установлены ограничения на розничную продажу алкогольной продукции. В частности, не допускается розничная продажа алкогольной продукции в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях; в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания; в других местах и объектах.

В целях противодействия употреблению алкоголя несовершеннолетними и молодежью на территории Псковской области в соответствии с постановлением Администрации области от 28.08.2008 №244 «Об ограничении времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории области» для организаций розничной торговли установлено соответствующее ограничение с 23 часов до 7 часов.

Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона от 27.12.1991 №2421-1 «О средствах массовой информации» органами местного самоуправления приняты муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие расположение специально предназначенных мест для розничной продажи средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» установлены условия распространения рекламы, защищающие несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе, включая рекламу, дискредитирующую родителей и воспитателей, подрывающую доверие к ним у несовершеннолетних или показывающую несовершеннолетних в опасных ситуациях, а также факты незаконного размещения рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях не выявлялись.

За пропаганду или незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров наступает уголовная ответственность по ст. 230 УК РФ или административная ответственность по ст. 6.13 КоАП РФ.

В соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 19.07.2006 № 1032-р и от 18.10.2007 № 1447-р образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, внедрено программное обеспечение для защиты от спама, для исключения доступа учащихся к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами их воспитания, а также для управления электронной почтой и персональными контактами.

В соответствии с письмом Рособразования № 15-51-859ин/01-Ю от 30.08.2007 «О ходе реализации проекта по созданию системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с целями и задачами воспитания обучающихся» в образовательных учреждениях города внедрена система контентной фильтрации.

В то же время существует серьезная проблема, связанная с низким уровнем знаний в сфере компьютерных технологий родителей несовершеннолетних, приобретающих домашние компьютеры.

Часто несовершеннолетние, не имеющие в общеобразовательных учреждениях доступа к Интернет - ресурсам, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания, имеют к ним неограниченный доступ дома.

Родителям необходимо больше внимания уделять предметам досуга своих детей, в том числе добиваться исключения доступа детей к Интернет - ресурсам, несовместимым с целями и задачами их образования и воспитания. 

 

VI. Профилактика преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

 

Федеральным законом от 24.06.1999 №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрен комплекс мер по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Индивидуальная профилактическая работа осуществляется органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в которую входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Основное назначение данной системы заключается в оказании профессиональной помощи несовершеннолетним, склонным к антиобщественному поведению, а также родителям несовершеннолетних, которые вышли из-под контроля.

Одним из оснований проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются их заявление об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Например, о помещении несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр, о содействии в вовлечении ребенка в учебу, труд, иную общественно полезную деятельность, о психологической поддержке и др.

Родителям необходимо доверять указанной системе и при наличии оснований обращения к специалистам данной системы за помощью.

 

VII. Полномочия прокурора в сфере защиты прав детей.

 

Органы прокуратуры призваны разъяснять и защищать права несовершеннолетних.

В рамках надзора прокурор наделен следующими основными полномочиями в случае выявления нарушений прав несовершеннолетних:

1) внести представление об устранении нарушений закона и поставить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновного лица;

2) принести протест на противоречащий закону правовой акт (закон области, постановление администрации района, приказ директора школы и др.);

3) возбудить дело об административном правонарушении (например, в отношении работодателя, который нарушил трудовые права несовершеннолетнего при приеме на работу, не выплатил зарплату и др.);

4) обратиться в суд с иском или заявлением о защите прав ребенка (например, о выселении из квартиры, принадлежащей ребенку, лиц, нарушающих его права, об установлении какого-либо факта, имеющего юридическое значение и др.);

5) вынести постановление о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании лица, нарушившего права ребенка (например, в отношении родителя, жестоко обращающегося с ребенком, или бывшего родителя, который злостно уклоняется от уплаты алиментов на содержание ребенка);

6) предостеречь от нарушения закона должностное лицо (например, директора детского сада от нарушения санитарно-эпидемиологических норм при предоставлении детям питания). 

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего права и законные интересы несовершеннолетних невозможна без обратной связи. Деятельность по защите прав детей должна осуществляться в форме диалога с заинтересованными лицами.

В этой связи особую ценность приобретают идеи граждан о совершенствовании законодательства в этой сфере, о новых способах защиты прав детей.

За защитой указанных прав и квалифицированным советом дети и их родители, иные законные представители, родственники вправе обратиться в органы прокуратуры.

 

 

Контактная информация:

 

 

Прокуратура Псковской области                  

Адрес             
Телефон, факс     
E-mail            

Web-адрес        

180000, г. Псков, ул. Некрасова, 54                   
(8112) 66-31-49, 69-83-17      
info@prokuratura.pskov.ru

oblprok1@ellink.ru                            
http://www.prokuratura.pskov.ru

Прокурор области 

Кебеков Тимур Мурадинович                            


 

СписокВерсия для печати
город Псков город Великие Луки Гдовский район Плюсский район Струго-Красненский район Псковский район Порховский район Печорский район Палкинский район Дновский район Дедовичский район Бежаницкий район Локнянский район Великолукский район Куньинский район Усвятский район Невельский район Новосокольнический район Пустошкинский район Себежский район Опочецкий район Красногородский район Пушкиногорский район Новоржевский район Пыталовский район Островский район
Правотворческая работа прокуратуры Псковской области
Скорая юридическая помощь
© 2007 - 2010 Прокуратура Псковской области
Все права защищены
Официальный сайт Псковской области
Студия дизайна "fele" Создание сайтов